Как москвич XXI века на полгода превратился в новгородца X века
«18:30. Совсем стемнело, а с тем и хозяйственная часть дня подошла к концу. Я, напевая, снова вошел в дом. Можно готовиться ко сну.
Удобно устроившись на лавке, размотал обмотки, вынул из обуви стельки и носки, вязанные особой раннесредневековой узелковой методой, и уложил на печку для просушки, после чего окунул голые ноги в ведро с еще горячей водой, дабы провести профилактику от простуды.
В хлеву наступила тишина. Еще раз проверил животных, впустив к ним горячий воздух от печки, и принялся укладываться спать.
Бережно сложив одежду и расстелив меховой спальник, подумал: вот и подошел еще один день в одиночестве и в прошлом. Разные мысли меня посещают тут, сильно меняются мировоззрение и ценности, все больше размышляю о жизни наших предков, бренности и бессмысленности бытия.
Но глаза стали слипаться, бороться с тяжелыми веками не стало сил. Укутавшись в шкуры, я задул светец и погрузился в сон».
Это не цитата из исторического романа. Так заканчивается запись, появившаяся в популярном сообществе «Один мой день» Живого Журнала 3 января 2014 года. Автор — 24-летний москвич Павел САПОЖНИКОВ, он же — реконструктор Сапог. За полгода до этой записи он рискнул перенестись в X век. А когда полгода истекли, не пожелал возвращаться.
Назад, в Новгород
Проект «Один в прошлом», в рамках которого с Сапогом и произошли эти метаморфозы, легко мог стать реалити-шоу. Но его устроители, агентство старинных развлечений «Ратоборцы», сознательно отказались от этого пути.
«Один в прошлом» задумывался как некоммерческий проект, исторический и психологический эксперимент, согласно которому главный герой должен был провести самый сложный сезонный отрезок времени, с сентября по март, в условиях, приближенных к раннему средневековью. Так житель мегаполиса превратился в хуторянина-отшельника. При этом местоположение хутора (в Подмосковье, 45 км от МКАД) тщательно скрывалось.
Конечно, за отшельником не бегала огромная группа операторов, режиссеров и журналистов, а сообщения о его повседневной жизни появлялись только в социальных сетях, успех оказался громким. Как выяснилось, многим из нас интересно, каково это — отказаться от всех удобств, очутиться вне окружения привычных гаджетов и знакомых людей, стать отшельником, да еще и в Х веке?
Одним из главных условий проекта стало использование только аутентичных для X века инструментов, снаряжения и пищи. Поэтому непосредственная подготовка «Одного в прошлом» заняла целый год, из которого на строительство хутора ушло всего два месяца, а остальные десять — на работу с источниками. Причем львиную долю «инструкций по применению» составили новгородские летописи и исследования на их основе. Иными словами: новгородская составляющая стала в проекте центральной, а Павел Сапожников на семь месяцев — новгородцем.
— Если бы не мои поездки в Новгород, не книги, издаваемые Новгородским музеем-заповедником, и не «Витославлицы», я бы не собрал и десятой части материалов по интересной мне эпохе, — признается Павел Сапожников. — Допустим, во время своей последней поездки в Новгород уже этим летом я прочел статью Зиновьева «Птицы средневекового Новгорода Великого (X—XIV века)». В ней говорится, что, судя по останкам гусей, одомашненная птица была очень схожа с диким серым гусем, который и теперь еще водится в окрестностях Новгорода. Так, в том, что касается гусей, я понял: на хуторе нужно держать диких. Кроме того, я благодарен Михаилу Петрову, сотруднику Новгородской археологической экспедиции, действующему археологу и историку, моему другу, который привил мне любовь к Новгороду. Для меня это не просто богатейший в России памятник жизни X века, но и любимейший после Москвы город. Реконструкцией я занимаюсь с 2009 года, и мне всегда были интересны быт и жизненный уклад крестьянского сословия в X веке именно в северном регионе: в Новгороде, Старой Ладоге, Белозерске и так далее. Это довольно специфичная тема, которая не очень популярна в реконструкторских кругах. Князья, дружинники и купцы больше в тренде, а крестьянством заниматься никто не рвется. На мой взгляд, это безумно интересная прослойка общества, к тому же самая многочисленная во все времена.
Однако интерес интересом, а условия на проекте перед Павлом были поставлены довольно суровые. Главными из них стали:
- ограниченный запас еды, из-за которого герою постоянно приходилось думать о том, как добыть себе пропитание;
- запрет на общение с людьми во все дни, кроме «открытых», проводящихся для СМИ, друзей и родственников раз в месяц;
- эвакуация героя с хутора только в случае непосредственной угрозы его жизни.
Жить Павел должен был более чем в спартанских условиях, в доме, поделённом на три части: хлев, жилая часть и амбарная. Жилая часть дома представляла из себя крохотную комнату с кроватью и печью. Да к тому же была полностью заставлена припасами на зиму. Помимо дома на хуторе расположились баня, колодец и несколько хозяйственных построек. Из домашних животных Павел взял с собой в прошлое коз, кур, кошку и собаку. Покидать хутор ему было разрешено, только чтобы охотиться в лесу.
И скучно, и грустно?
Как уже было сказано, проект «Один в прошлом» задумывался не только как исторический, но и как психологический эксперимент. Поэтому на всем его протяжении за Сапогом помимо интернет-пользователей пристально наблюдал психолог, который фиксировал свои наблюдения о состоянии Павла в блоге проекта. Например, о том, что Сапог производит впечатление человека сильного и в то же время уязвимого; что депрессия накатила на него ближе к середине проекта. Прямое общение с психологом Павлу было разрешено раз в месяц, нам же с ним удалось пообщаться только в июле, когда стартовала вторая часть проекта, в которой от одиночества героя было решено отказаться.
— Проект получает развитие в другом ключе: не с одиночеством, которое, по сути, бесполезно, а с историей и экспериментальной археологией — рассказал Сапожников. — Хутор продолжает жить полностью исторической жизнью. Мы, собравшиеся здесь реконструкторы, все делаем исторически верно, начиная с дойки коз и заканчивая рубкой домов. В июле, например, начали делать гончарный круг по образцу, найденному на Неревском раскопе. В первой части проекта сложнее всего мне было с информацией, а вернее — с ее отсутствием. Я, как и любой современный человек, привычен к большим потокам. В Х веке ее нет. Вернее — есть, но такой минимум, который не может меня удовлетворить. Я не верю, что можно жить такой жизнью и философствовать, писать книги. Я верю, что, живя такой жизнью, можно очень быстро отупеть. Время то замедлялось, то ускорялось. Первые 18 дней были очень долгими. Но самым сложным этапом стало… возвращение. Я до сих пор не разобрался, почему так получилось, и до сих пор не вернулся до конца. Современная жизнь слишком сложна. Это особенно чувствуешь после полугода одиночества.
* * *
Проект «Один в прошлом», придумай его организаторы хоть еще несколько его продолжений, рано или поздно все же завершится. Но по задумке «Ратоборцев» в его финале должны появиться не только ответы на вопросы: каково это — полгода жить одному и может ли одна кошка справиться с полчищами крыс (правильный ответ, кстати, нет), но и документальный фильм, работа над которым уже ведется.
На протяжении всего проекта раз в неделю на хутор приезжал оператор, чтобы снять будни Павла. Но общаться им было категорически запрещено. Зато делиться своими мыслями и наблюдениями герой проекта мог с видеокамерой, которая круглосуточно стояла возле хутора. Эти видеообращения пригодятся при создании фильма.
Когда мы его увидим — пока еще вопрос. Но, вероятнее всего, ждать придется не очень долго, так как деньги на создание фильма удалось собрать всего за полтора месяца всем миром, стоило только бросить клич в Интернете среди поклонников проекта.
По образу и подобию
Идея закинуть современника куда-нибудь подальше в прошлое «Ратоборцам» в голову пришла не первым. Англоязычные телеканалы вроде BBC и Discovery Channel уже выпустили ряд исторических реалити-шоу, основанных на той же идее.
1. «Усадьба Эдвардианской эпохи», 2002 год. Три месяца группа добровольцев жила по правилам и обычаям времен правления Эдуарда VII (1901—1910).
2. «Колониальный дом», 2004 год. Несколько семей отправляются из Англии в Новый Свет, где четыре месяца должны жить по нормам и обычаям XVII века, а также построить самодостаточную колонию.
3. «Отчаянные дегустаторы», 2007 год. Это скорее историко-кулинарный проект, в рамках которого его ведущие проводят по одной неделе в разных эпохах — от времен правления Тюдоров до Второй мировой войны.
4. «Викторианская ферма», 2009 год. Шоу наиболее близкое по идее «Одному в прошлом», когда трое героев целый год прожили на старой викторианской ферме, которую перед этим сами и отремонтировали.
5. «Колония», 2009 год. Это уже не историческая реконструкция, а попытка представить, как будет выживать группа людей после Апокалипсиса.
Что касается «шоу на выживание», в рамках которого участников помещают в тяжелые для жизни условия, как у «Одного в прошлом», можно вспомнить шведское шоу Survivor (выживший — англ.) и отечественное «Последний герой».
Фото с сайтов sapog.ratobor.com,
vk.com, facebook.com