Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Хороши праздники после трудов праведных

Кто в Витославлицах порядился, до следующей осени зарядился

В начале деревни частушки поют, на другом ее конце — ведут службу.

«Сейчас мы помолимся, чтобы благодать святого духа освятила воду», — предвосхищает молитвы батюшка, настраивая паству на борьбу дальнейшую с грехами, нас одолевающими. А посреди — примерка народных костюмов. Кому — сарафан, кому — рубаха длиной с нынешнее платье. Так это же другое дело: сразу становятся девки как девки, а парни как парни.

— Ну-ка уйди с переднего плана, всю красоту огрыз, — мальца пристраивают с краю.

Фото на память. Все довольны. Улыбается и малец.

И вот так всюду: люди ходят и ходят, а кругом что-то происходит и происходит. Как поспеть? Да никак! Где это? Да в Витославлицах, конечно. Опять конец августа, опять «Спасы».

Праздник съезжий, и народу подходяще съехалось. Хотя — три сотни за обычный билет? Правда, и Спасов сразу три — Медовый, Яблочный и Ореховый.

Непраздный праздник
Поврозь-то все отмечать — такое даже музей-заповедник вообще, а деревянное зодчество в частности вряд ли сможет. Так что не зря говорят, сила — она в единстве.

А ведь первый Спас, Медовый (в этот день встарь вырезали соты), еще и Мокрый. Шли крестным ходом к рекам и источникам. Святили воды, купались сами и купали детей, надевали на них чистые рубашки. Нынче на такие походы не хватает духу. Ничего, батюшка окропит. Еще святили колодцы, поили лошадей.

Второй Спас, Яблочный, он же — Средний, Калинник, Спас на горе. Тут всё просто. По церковному календарю — Преображение Господне. Что до яблок — оглянитесь: их время пришло. Яблочный нынче год, вот и новгородская праздничная деревня запаслась ими вдосталь.

Хороши праздники после трудов праведныхНаконец, Третий. Настоящий Богатей: Льняной, Полотняный, Житный, Хлебный. Поминали перенесение в Константинополь из месопотамского города Едесы Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа. И айда на ярмарку: в такой день непременно разойдутся и полотно, и холсты. Можно было начинать сбор орехов и печь пироги из муки нового урожая.

Если подумать над программой, как ее предки себе представляли, то во всякий Спасов праздник не до праздности им было. И не отдать все силы гулянью они стремились, а вернуть потраченные.

Сам целуй, но выручай
А теперь? И часа не прошло, как колокол объявил о начале праздника, а тут уж гости по свежескошенному полю кататься начали. Но как-то правильно катаются: слева направо и справа налево. Да под слова особенные:

Нивка-нивка, верни мою силку.

Помоги, Господь.

Я тебя жала, силку потеряла.

Помоги, Господь.

Довольные подымаются, бодрые такие. Хоть опять на нивы наши городские отправляй их. Нет-нет, только не сегодня. Потому что у нас еще и потехи час.

— Выручай!

Так-так, что творится-то? Вот это выручка, вот это я понимаю. Сидит бедолага в центре, вокруг хоровод, и нет ему свободы, пока кто-нибудь не поцелует. А уж поцелуют обязательно. И песню какую душевную, обхаживая тебя, споют:

Я на кочке сижу, слёзы катятся.

Денег нету ни гроша, выпить хочется.

Выручить, что ли, кого?

Хороши праздники после трудов праведныхЯ такой леной
Пойду-ка лучше льном займусь. Все польза. Вон мужик как его мнет-трет, аж раскраснелся.

— Хватит? — спрашивает у хозяйки Натальи.

— Где ж хватит-то? Еще трепать надо, потом чесать.

Видно, другого работника ей надо искать. Не вопрос.

— На-ка попробуй! — да это ж меня нанимают.

Не-а, я просто так на работу не соглашаюсь. Оплата интересует, продолжительность трудового дня. И вообще, сколько надо лен этот мять, трепать и чесать, чтобы было что предъявить.

— Как у кого, — уклончиво отвечает Наталья. — Раньше-то как: дед с бабкой сядут да за вечер пяст 20–30 и оприходуют.

— Во-во. Где ж мне такую бабку найти производительную?

— Ой, леной какой!

А я не леной, просто у меня диктофон с собой.

— Всю область проехала, а льна не видала, — кажется, не я сейчас из льняных пут выпутываться буду, а сама хозяйка, гостья-то толковая к ней пристала. — Вы-то где взяли?

— Сами ростим! — не моргнув глазом отвечала Наталья.

— Да ну!

— Что говорить-то? Сходи за избу да погляди.

За избу пошел я. И то сказать, работают. «Трудовины» в поле у них, к тому же и называются так. Целый фольклорный коллектив. Отныне я спокоен за наше льноводство.

Жужжит и кормит
Да и состояние новгородского пчеловодства, знаете ли, внушает, да... Научный подход потому что. Знакомьтесь, семья пчеловодов Жеребцовых. Глава Александр Николаевич — кандидат сельскохозяйственных наук. Сын — технических, дочь — экономических. А супруга?

— Мы ей объясняем, если чего-то не понимает, — с серьезным видом объясняет мне Жеребцов-младший, Антон.

— Да ладно тебе, — вступает старший. — У нее у самой — два высших образования.

Хороши праздники после трудов праведныхДружно убеждают меня, что мед всему голова, а к пчелам надо относиться с умом, не отмахиваться, не шарахаться. Если человек правильно себя ведет, то пчела никогда его не ужалит. Ну разве что за шиворот нечаянно ему заберется, и случится неприятная неожиданность.

— И часто забирается?

— Мы, к примеру, не опухаем, когда нас жалят, — поясняет Антон.

— Ульи-то у вас, надеюсь, пустые?

— Были бы полные, тут уже вся деревня разбежалась бы!

Веселые пасечники в Сольцах. Живут, правда, почти в областном центре, хозяйство только у них далеко. Там, где много свободной земли.

Обещают, что на будущий год тоже приедут на «Спасы». Место больно благолепное, и люди добрые. И тогда точно будет весело. Мол, посмотрели, подумали и решили, что тоже не лыком шиты: почему не пошить себе наряды как есть деревенские? Ну и показать бы надо, как делается мед. Чтоб ученее народ стал. Большинство-то, наверное, никакого понятия не имеют. А труд этот тяжел, но благодатен.

Вита и копыта
Жеребцов любит пчел, а Зайцев — лошадей. Для интересующихся лошадками Алексей — просто клад. Вот, почитайте, что записал, то и написал.

— Нет, из рук кормить ее не надо. Она ведь что подумает: «Ага, а нет ли вот у того мальчика чего-нибудь еще и за пазухой? А может, вот тот мужчина так добр, что припас для меня что-то в кармане?».

— Вам рассказали, что у лошадей стираются зубы от удил? И этот человек раньше видел лошадей? Они ему не приснились? Смотрите!..

Хозяин, как конский стоматолог, аккуратно открывает огромную пасть кобыле Вите:

— Удила вставляются вот сюда, здесь ни одного зуба нет.

— А Вита хорошо понимает, что она — Вита?

— Не очень. Им это несвойственно. Вот будут лежать Шарик и Бобик. Вы позовете: «Бобик, Бобик!», и Бобик, навострив уши, подымет морду: «Я тут, в чем дело?». А если будет пастись небольшой табун, и вы крикнете: «Орлик!», то к вам, вероятно, прибегут все. Мало ли чего вкусного у вас есть. Зато лошадь можно научить разным голосовым командам. Витушка, дай ногу!

И Витушка дает.

— Другую!

На, не жалко.

Счастья полный воротник
Не знаю, почему, не могу объяснить это с точки зрения методического подхода к традиционным празднованиям восточных славян и... Ладно, хватит лен трепать: мне не хватило коровы.

Козы, да, были. Спокойные такие, даже когда рогами вперед. Важные, нарядные. Но не крупный рогатый скот. Не главные из кормилиц. А говорили «У Спаса всего в запасе».

Может, потому хозяйки праздника, а в самом начале у них что-то вроде штаба было, на любой вопрос могли ответить, но и любой задать, как раз возле коз это было, я ж не просто так про них вспомнил. Так вот, наседали они на городских, выпытывали, как, мол, живешь, мил человек.

Например. «Девка-то ты, вижу, добрая. Скотинку хоть держишь? — Да, кошка у меня. — Эво-на! От скотинку-то нашла. Корова есть у тебя? Да что у вас там в городе есть-то? Соседи есть? А ты их знаешь? У нас-то, погляди, вся деревня гуляет, если что. Ну а печка хотя бы у тебя есть в доме? Слава те, Господи. А то я думаю, как ты вообще там живешь. Коровы даже нет».

Хороши праздники после трудов праведныхВот и я такой. Ни коровы дойной, ни коня сильного, ни жита своего на поле. Слушайте, гороха и того нет. Не было, вернее. Потому как с праздника возвращался, имея в кармане кой-какой запасец добрых горошин. А новгородцы-то — те еще любители гороха!

— Эй, народ честной, тоненький-худой, маленький-большой, кто гущи отведал, подходи, горохом обсеем, чтоб все хорошо до следующего Спаса было! Сеем, сеем, посеваем, с новым счастьем поздравляем. Кричите громче, кому гороху?

— Нам!

И солнечным днем под гороховым дождем летят на эти летящие горсти. Пятерней ловил — не ловилось. Смирно стал и достал. Не то чтоб сам, а всяко разно за рубаху насыпалось. На счастье, на здоровье, удачу и благоприятствование всякое и на что-то там еще.

А народу деревенскому — новгородскому, псковскому (ансамбль «Плескава») и ярославскому («Лодия») — за это спасибо. Впервые на нашем фольклорном празднике была представлена духовная музыка. И водосвятие, самое настоящее, у часовни Петра и Павла, тоже было впервые. Так что в этом году Спас был и народным, и православным. Наверное, как и должно быть. А нам теперь заряду всякого до следующего Спаса хватит. Он, кстати, Ореховым будет.

Вообще-то на праздник я ходил не один. Под занавес состоялось воссоединение семьи с журналистом, которому никак не удавалось выкинуть из головы свою репортерскую обязанность. Подвели баланс. Выяснилось, что мой пятилетний внучок успел больше: во все игры, какие видел, встрял, даже к перетягивающим канат присоединился, но был утянут, видимо, раньше надо было встать. Призовое яблоко за промах мимо цели получил (мы ж научимся еще). На ходулях прогулялся. Руки, правда, их держали чужие, но это только начало. И у часовни был, и крест целовал. И всю обратную дорогу рассказывал, рассказывал. Истинно, праздник был у человека.

Владимир БОГДАНОВ (фото)