Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Почём высокое кино,

или Деликатес всегда подают отдельно

17 сентября малый зал Киноцентра в Великом Новгороде встретит привередливых эстетов и гурманов новыми афишами киноклуба. Наш разговор — с его директором Василием БУЛЫГИНЫМ.

— Василий Степанович, киноклуб работает много лет. Однако его аудитория из года в год заполняет всего лишь малый зал на полсотни мест. Почему проверенная временем фишка не катит?

— Ну допустим, нынешний зритель немного подзажрался. Ведь когда-то Герман, Климов, Тарковский собирали полные залы по всей стране только потому, что их запрещали. А сейчас? Едешь куда хочешь, смотришь что нравится, скупаешь всё, на что бабла хватит — вот оно, счастье! Молодёжь не знает, как отличить Мэрилин Монро от Мэрлина Мэнсона! На мониторе-то они различаются только цветом волос.

Однако у клубной аудитории — абсолютно иные цели и задачи. Там Булыгин ещё задаёт всякие коварные вопросы по киношной тематике, стилистике, проблематике... Кому охота дробить интеллект, когда можно нормально оттянуться на фильме, про который гудит вся сетевая тусовка. Надо же быть в курсе, что там жуёт родное стадо. Зомбированный телевизором зритель привык к скудоумию и пошлости, превратился в социальный планктон. Креативные, яркие режиссёры не могут рассчитывать на интерес толпы.

— То есть вопрос, отчего в афишах кинотеатров нет хорошего кино, бессмыслен? Верить вам — его там не должно быть по определению.

— Да бросьте вы, газетчики, мусолить мою жилетку! Кто хочет лучшего — находит возможности, а кому лень искать — ищет повод смотреть фигню. Наш киноклуб даёт право выбора. Если население выбирает ширпотреб, я не виноват. Насильно культурой никого не накормишь. Вот государство проплачивает из бюджета полсотни фильмов в год. Но отбить вложенные средства способны от силы четыре-пять. Такова жестокая реальность отечественной киноиндустрии. Валера Тодоровский смело брал в команду молодых, талантливых и снимал сперва психодраму «Тиски», потом мюзикл «Стиляги». Так он же сам и продюсер — способен оседлать волну зрительского интереса. Теперь Макс Матвеев с Антоном Шагиным котируются дуэтом. Парни спелись с целым поколением отцов. И фильмы у них неслабые. Спасибо, если народ посмотрел, не выползая из дома, хотя бы «Бесов» Хотиненко. А позовите население в кинотеатр на очень хороший, но без дураков трудный фильм — кто пойдёт его смотреть замыленным от телика глазом?

— Ну а почему бы не пойти среднему зрителю?

— Который, скажем, так гордится нашей великогородской историей, да? В своё время мы с нынешними депутатами Трояновским и Смирновой получили грант на полугодовой цикл программ об истории и археологии Новгорода. Под этот проект подбирали игровые и документальные ленты. Чтобы проникнуться атмосферой нашего потрясающего средневековья. Но мы только пару раз за бесплатно собрали почти полный зал. Хотя афиши клеили по всему городу месяцем раньше и давали объявления в газетах, на радио. Люди приходили пообщаться с Поветкиным, академиком Яниным, реставратором фресок Анисимовой, галеристом Пухачёвым, но платить деньги за умное кино... увольте!

Вот давайте, назовите режиссёра, который в своём фильме способен два часа держать внимание зрителя игрой великой Алисы Фрейндлих? Нету такого. А сама Алиса Бруновна при свечах одна на сцене держит зрительный зал два часа, доводя до магического катарсиса.

— Но вот вы же воспитали свой кружок зрителей...

— Так ведь это как раз те, кто уже воспитан, кто умеет размышлять и не боится собственных мыслей. В 90-е в каждой киношке соседствовало по нескольку киноклубов — детские, молодёжные, для пенсионеров, для творческой и научной элиты. Почему? А просто клуб был удобной формой отчётности администрации кинопроката перед городским руководством. Но мне-то отчитываться незачем. Поэтому убеждён: любой киноклуб элитарен в принципе. Хотя он всем открыт, да не все в нём нуждаются. И никто по свистку не прибежит. Стало быть, имеем, с одной стороны, зачуханное телевизионным масскультом амёбообразное стадо. Вполне сытое любым чапайкоопторгом. С другой стороны, есть кино для тех, кто способен исправно работать головой и тратить время на приобретение общечеловеческих ценностей. Киноклуб предоставляет нехилый выбор!

— И что предлагаете в этом сезоне тем, кто готов?

— По заявкам завсегдатаев, нынче задача клуба — добавить к чувствам и мыслям безусловных киношедевров побольше экранной красотищи. Плюс познакомить аудиторию с тем, что по каким-то причинам зрителями было упущено. Следовательно, имеем две программы. Цикл «Потрясение» — это по-прежнему фильмы, которые в своё время шокировали мир.

Второй цикл «Звездопад» возвращает нам имена и талант великих актёров, которых невозможно забыть. Это фильмы, более лёгкие для зрительского восприятия, но для киноманов и знатоков тоже весьма аппетитные. Так что, если у вас громкий голос, не спешите кричать: где хорошее кино? Лучше просто тиxo спросите — кому это надо?