«Кавказская пленница!» вырвалась на свободу
Полтора часа «Кавказской пленницы!» показались вечностью. Уйти захотелось уже минут через 15, и только чувство профессионального долга заставило досидеть до конца.
Признаемся: впервые оказались в ситуации, когда о фильме ничего, ну совсем ничего хорошего сказать нельзя…
Сюжет новой картины полностью повторяет легендарный фильм Гайдая. Пожалуй, единственное существенное отличие нынешнего кинопродукта в том, что Шурик легенды и тосты не записывает в блокнот, а снимает на видеокамеру. Ах, да! Спортсменка, комсомолка и просто красавица в современной ленте — не комсомолка, а аспирантка. Но сути это не меняет.
О том, что действие разворачивается в наше время, можно судить и по присутствию в кадре электрического самобалансирующего самоката на двух колёсах — сегвея. Его, кстати, вкупе с двумя десятками баранов, ЖК- телевизором получает дядя Нины за то, что отдаёт девушку против её воли в жены высокопоставленному чиновнику — товарищу Саахову. Но в целом временные границы происходящего в кадре размыты полностью. Время действия — вроде как наше, а вот герои с их ужимками, фразочками, внешним видом — под копирку из конца 60-х.
В общем, кинематографическая машина времени дала сбой. Скажите: часто ли сегодня в каком-либо курортном городе на юге страны вы встретите местных жителей, щеголяющих в брюках а-ля галифе или чиновников, предпочитающих деловые костюмы в духе сталинских времён?
К тому же гримеры картины экзамен провалили. Потому как то, что было сотворено на голове Михаила Ефремова, играющего администратора гостиницы, рассказывающего гостю кавказские тосты, и Шурика в лице звезды «Интернов» Дмитрия Шаракоиса, иначе как ужасом парикмахеров не назовёшь. Кучерявый парик Ефремова явно был позаимствован у клоунов и перекрашен в чёрный цвет, а осветленные волосы молодого актёра, подвергнувшиеся, видимо, сильнейшему начёсу, вызывали, по меньшей мере, сочувствие.
По мере приближения финала негодование росло. И не только у зрителя. Как честно признался в одном из интервью Геннадий Хазанов, сыгравший роль товарища Саахова (вместо заболевшего к моменту съёмок Ильи Олейникова), он уверен, что большинство зрителей картина разочарует. И вообще, он (Хазанов) ни за что бы не согласился на это дело, если бы не личная просьба его близкого друга Ильи Олейникова.
Отечественный кинопром начала XXI века нещадно паразитирует на популярности советских комедий. За последние годы сняты «Карнавальная ночь, или Пятьдесят лет спустя», «Джентльмены, удачи!»-2, «Человек с бульвара Капуцинок»... Почти ни одну из переделок соотечественники не приняли всерьёз. Разве что «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) и «Служебный роман. Наше время» (2011) отбили затраты.
Почему продюсеров, несмотря на провалы, снова и снова тянет на подделки? Киноведы объясняют это пристрастие кризисом сценарного жанра. Куда проще взять за основу готовый, проверенный временем сценарий, слегка осовременить его и снять кино за очень небольшие деньги.
* * *
После столичного предпремьерного показа новой истории приключений Шурика на Кавказе критики обрушились на создателей картины, назвав ее худшим римейком, что был снят в России. В Интернете звучат мнения, что в отличие от гайдаевского первоисточника, который могут с интересом смотреть и взрослые, и дети, новую версию нельзя показывать несовершеннолетним — вредно. Наше мнение: вредно всем.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА