Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Вспомни Репина

К такому образу Христа мы привыкли. Другим он может быть?

На выставках нельзя бежать мимо картин, как мимо витрин

На открытии новой экспозиции «Библейские сюжеты» руководитель Центра современного искусства Сергей ПУХАЧЕВ сделал превентивное заявление: «Современный зритель идет по залам быстрым шагом: бросил взгляд на одно полотно, переходит к следующему.

Не всматривается, не вдумывается, не пытается разгадать замысел художника. Да, к такому восприятию приучает нас динамичность современного общества. Но это не есть хорошо. И мы у себя в центре стараемся побудить людей мыслить, задаваться вопросами и искать на них ответы».

Библейские сюжеты. Заветы — Ветхий и Новый. Кажется, уже каждая строка когда-то (и не единожды), кем-то (многими) переведена на язык живописи, музыки, скульптуры. Но нет! Вот женщина в джинсах и свитере. Она сидит в вагоне метро и держит у себя на коленях подростка. Усталый, задумчивый  взгляд,  характерный поворот головы, обращенный к ребенку, руки, бережно обнимающие свое сокровище. Мадонна с младенцем? А почему нет? Или вот мужчина, тело которого кровоточит. Он сидит на земле, подтянув к себе колени, обхватив их руками. Ему больно: кровоточит не только тело, но и душа. Таким Николай АНДРЕЕВ видит библейского Иова — праведника, образца веры и терпения, который потерял все, что имел в жизни, но не отвернулся от Бога…

По мнению устроителей «Библейских сюжетов», тематические выставки, как никакие другие, должны будоражить человека. Другой вопрос, что далеко не все нынешние живописцы  умеют раскрыть тему.

— Сейчас в залах около 150 работ новгородских художников. Первую тематическую экспозицию на суд зрителей они представили прошлой осенью. Тогда мастера своё видение темы «Мужчина и женщина» продемонстрировали. Не впечатлило, — делится своими мыслями Пухачев. — Почему? Тематическая картина прошла путь от начала Нового времени до XX века. От сложнейших композиционных решений и геометрии полотен у передвижников до полной дискредитации в советский период. Ну не все наши современники могут мыслить масштабно в рамках узкого направления! Но, как мне кажется, сейчас, на фоне модных модернистских выкрутасов в искусстве, от которых порой в глазах рябит, тематическое направление может получить второе дыхание. И творцы вспомнят Репина, Сурикова — то, какая в их картинах сложная композиция, каковы сюжеты, многофигурные сцены.

По словам художника Олега САУЛОВА, раскручивать тематические выставки и для зрителя, жаждущего разномастности действа в жизни, на сцене, в литературе, в живописи, и для самих художников, привыкших писать простые вещи, нужно долго. Но однозначно нужно. «Библейские сюжеты», по его мнению, — более интересная выставка, чем прошлогодняя «Мужчина и женщина»: «Но сам я ни одной работы не представил. Не прочувствовал  темы.  Трудно…».

Центр современного искусства, открыв в прошлом году тематическое экспозиционное направление для новгородских живописцев, каждый раз усложняет им задачу. Так, до сентября 2015-го мастерам предложено изучить «Пищевой ТрактАТ» и представить художественно-исследовательские  работы на суд зрителей.

Владимир БОГДАНОВ (фото)