Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

На седьмом этаже

В новгородском театре драмы хотят реанимировать малую сцену

Актёры и сами забыли, когда поднимались на седьмой этаж драмтеатра. Пару раз проводили здесь капустники, но чтобы играть спектакли — такого не припомнят.

Зато новгородцы и гости города, наверное, расскажут, что именно здесь в своё время располагалось казино. Потом был пожар… А в малую сцену сегодня изредка трансформируется основная: зрительные трибуны размещают прямо на сценических подмостках.

— Я не устаю повторять, что всё пространство театра должно быть задействовано в работе. Нельзя ограничиваться только одной сценой, — говорит директор учреждения Всеволод ЧУБЕНКО. — Это очень сильно ограничивает нас в выборе форм, в которых можно было бы делать постановки. С введением в строй полноценной мобильной малой сцены, я надеюсь, частично эта проблема будет решена.

Как рассказал Всеволод Васильевич, уже разработан проект реконструкции помещения на седьмом этаже театра драмы, подготовлена смета, идёт поиск инвесторов. Вложить необходимо порядка 2 млн. рублей. Сумма не такая и большая по сравнению с сотнями миллионов, что требует ремонт всего здания. Так что, как заметил Чубенко, уже в следующем году новая площадка может быть задействована в работе.

Пока же основной упор директор и режиссер делают на большую сцену. Вслед за исторической премьерой «Хольмгард», посвящённой теме становления древнего Новгорода, театр драмы возьмется за Шекспира.

— В год 450-летия со дня рождения величайшего драматурга мира было странно этого не сделать, — замечает Чубенко. — Зрителей ждёт спектакль «Много шума из ничего» в постановке молодого питерского режиссёра. По его авторской задумке это будет музыкальный спектакль, но не оперетта, конечно.

В новом сезоне драмтеатр ждет коллег из Петрозаводска, Кинешмы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Белгорода и других городов, театры которых привезут на Новгородчину свои постановки. Но Всеволод Чубенко рассчитывает и на сотрудничество с театральным зарубежьем.

Возможно, в новом сезоне новгородским актёрам удастся поработать и с финским режиссёром Яри Ютиненом, представляющим городской театр Лаппеенранты. Кстати, его спектакль «Грустные песни из сердца Европы» был представлен в прошлом году на фестивале камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского в Старой Руссе. Над постановкой какого произведения может поработать с нашей труппой финн, пока неизвестно.

Но если сотрудничество с Лаппеенрантой пока в стадии обдумывания и обсуждения, то в рамках фестиваля спектаклей по произведениям Достоевского, который пройдет на новгородской сцене и в Доме-музее писателя в Старой Руссе 7–12 ноября, ожидается приезд театра из польского Вроцлава, который должен привезти «Преступление и наказание». Переговоры идут тяжело, признаётся Чубенко. Культурные связи, как можно догадаться, сильно подорвала политическая обстановка вокруг России и стран ЕС. Программы, направленные на сотрудничество с нашей страной, сильно урезаны, многим отказывают с финансированием.

— В данном случае я лично веду переговоры с польским институтом в Санкт-Петербурге, который поможет нам привезти театр из Вроцлава, — говорит директор театра драмы. — Надеюсь, препон не будет.

В этом году обсуждалось также возможное участие в новгородском театральном форуме и Малого драматического театра Вильнюса, созданного Римасом Туминасом, являющимся сегодня, кстати, худруком Московского театра имени Евгения Вахтангова.

У литовского театра есть интересная постановка «Достоевский детям». Это спектакль для детей младшего и среднего возраста, в основе которого ранние произведения писателя: «Неточка Незванова», «Бедные люди», «Подросток», «Мальчик у Христа на ёлке». Театр готов был приехать. Ведь все понимают, что никаких экстремистов ни там, ни здесь нет. Но средств труппе не выделили. А оплатить переезд через границу той же фуры с декорациями ни литовской труппе, ни новгородцам не под силу. Получается, что политика сегодня наряду с артистами участвует в формировании программы культурных событий.

Зато уже сегодня прорисовывается программа фестиваля 2015 года. Он будет знаковым — 135 лет со времени написания Достоевским романа «Братья Карамазовы».

— Было бы интересно посвятить фестиваль этому произведению, — считает Всеволод Чубенко. — И если не все спектакли, то три-четыре совершенно разных «Братьев Карамазовых» показать на сцене театра драмы вполне реально. Это могли бы быть, например, провокационная постановка МХАТа, одноимённый балет Эйфмана, который недавно пережил новую версию. Мы уже направили заявку в Министерство культуры с просьбой поддержать фестиваль и расширить количество его участников. Понимание со стороны министерства есть.

Кстати, если всё сложится удачно, в 2015 году в Старой Руссе должна быть начата реализация ещё одного проекта, посвященного «Братьям Карамазовым». На площадях научно-культурного центра Дома-музея планируется создать Музей одного романа, который разместится на двух этажах здания. Эскизный проект, над которым работал народный художник РФ Борис Непомнящий, уже готов. Заявка может получить финансирование от Международного банка реконструкции и развития в рамках проекта «Сохранение и использование культурного наследия России».

Фото Владимира МАЛЫГИНА