Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Завет мастера

Слушателями мастер-класса в большинстве оказались женщины. Впрочем, как и всегда

Энтузиасты занялись творческим наследием новгородского фотокорреспондента ТАСС Александра Овчинникова

Чтобы сегодня узнать, кем был Александр Исаакович, необходима определённая настойчивость.

Стандартные запросы в нескольких поисковых интернет-системах выдают массу ссылок на модных свадебных и фэшн-фотографов, тоже — Александров Овчинниковых. О мэтре новгородской и российской фотожурналистики, Заслуженном работнике культуры России,  собственном корреспонденте ИТАР—ТАСС по Новгородской, Тверской и Псковской областям Интернет знает совсем чуть-чуть.

Зато в новгородском Доме творческой фотографии «Мы» на его работах учатся, его приёмы используют, выходя «в поле», смеются забавным историям, некогда приключившимся с неугомонным тассовцем. Травит байки о старшем коллеге, заразительно смеётся, а заодно и прививает уважение к мастеру своего дела основатель и руководитель ДТФ Андрей КОЛОДИН.

Однако этой осенью фотографы приняли решение: не только «Мы» должны знать! И подготовили линейку событий, популяризирующих имя Александра Овчинникова. Начать решили с мастер-класса, подготовленного на его работах.

«Мы» знают
Помещение Дома творческой фотографии, после многих переездов примостившегося на Фёдоровском ручье, вполне отвечает духу времени: большой монитор, рамки пустые и с распечатками фотопленэров, музейный уголок с диковинными экспонометрами и старыми фотокамерами, к которым и подходить лишний раз боязно: больно мудрёны. Среди прочих — старенькая камера Овчинникова. Тут же на стене, поближе к зрителю, его донельзя затёртый кофр и знаменитая вязаная шапочка-петушок с гордым «ТАСС» по обеим сторонам. Всё это в ДТФ передала вдова мастера Клара Ивановна Мазур.

Пока слушатели собираются на мастер-класс и зачем-то переснимают на цифру отпечатанные портреты и работы мастера, Андрей Колодин меняет уютный джемпер на представительный светлый пиджак (Александр Исаакович, даже стоя по колено в болоте, был строг и при галстуке).

Александр Овчинников (1930 — 2000) — фотокорреспондент ИТАР—ТАСС по Новгородской, Псковской и Тверской областям. Тысячи его снимков расходились по агентствам Ассошиэйтед Пресс, Рейтер, Франс Пресс, Киото

— Мы с Овчинниковым, если  можно так сказать, — обоюдные крёстные. Я тихо-мирно работал пишущим корреспондентом, пока он не соблазнил, не ввёл в профессию. С его лёгкой руки я на несколько лет стал фотокором в «Новгородской правде», состоялся под его началом, — рассказывает Колодин. — И сейчас, если снимаю, работаю по лекалам Овчинникова и ТАСС, потому что это — Школа. Причём школа на выживание. В общем, я его «фотографический крестник». А когда много-много лет спустя, на последнем году жизни, он принял христианство, я стал его крёстным. И это накладывает большое обязательство. У нас в школе-студии, если я рассказываю о фотографии, говорю об Овчинникове. В ДТФ «Мы» все знают и помнят о нём.

А в остальном Новгороде? Начинаем загибать пальцы: Почётный гражданин Великого Новгорода и Валдая. Внесён в книгу «100 имён Новгородской земли». Благодаря работе Овчинникова люди узнавали о Новгородской области и Великом Новгороде. И — гранитная плита на аллее Западного кладбища. Печать памяти. Всё.

Имени достойны
Несмотря на то, что мастер-класс собрали вечером, народу пришло немало. Когда в очередной раз принесённые стулья заполнились гостями, а в классе проявилась характерная духота, стало понятно: событие запланировано не зря. Посмотреть на работы Овчинникова и фотографии самого мастера в узком семейном кругу, пролистать его рабочие записные книжки, в общем, приобщиться к искусству фотографии собрались не только слушатели школы-студии и её выпускники. Запущенная в соцсети информация облетела город и сработала.

Завет мастераК слову, о самих «Мы». Всевозможных кружков, курсов и объединений по интересам, посвящённых фотографии, в Новгороде насчитывается  великое множество. И всё же «Мы» позиционируют себя особняком. И, в общем-то, не зря. После девяти месяцев занятий абсолютное большинство выпускников школы-студии выбирают для себя фоторепортаж как жанр, демонстрируя стойкую антипатию к попсовым «закатам», «котятам» и прочему гламуру. Некоторые слушатели курсов Колодина уже работают в городских СМИ, фрилансерствуют ещё больше.

— Это не я навязываю им репортаж, это они сами выбирают, — открещивается Колодин. — А у нас, признаюсь, давно бродило в сознании, что нужно стать объединением имени кого-то. Всерьез  рассматривали несколько кандидатур. Но стилистика того, чем «Мы» занимаемся, очень близка к работе Овчинникова. Поэтому выбор и был сделан в его пользу — взяли на себя смелость. Публично о присвоении Дому творческой фотографии имени Овчинникова заявляем впервые. Но одно дело — называться, другое — соответствовать. Об этом тоже думаем.

«Подтягиваться» решено несколькими способами. Вторым после мастер-класса шагом станет персональная выставка работ Овчинникова.  Ориентировочно в конце ноября в КЦ «Диалог» представят 70 лучших работ мастера. Все они бережно сохранены Кларой Ивановной. А после выставки фотографии передадут в администрацию Великого Новгорода.

В планах фотографов из ДТФ «Мы» — напомнить, с каким успехом и на каком высоком уровне в Новгороде проходил Всероссийский конкурс фотожурналистов «Золотой объектив», носивший имя Александра Овчинникова. Возник он в 2000 году благодаря инициативе друзей и коллег мастера, сразу привлек к себе массу внимания, а потом как-то сошёл на нет при общем молчании.

Перспектива очевидна: Великому Новгороду, где что ни месяц, то новая фотовыставка, и что ни человек, то дарование с фотоаппаратом,  возрождение подобного конкурса было бы к лицу. Впрочем, пока дальше сослагательного наклонения заглядывать не приходится.

Коллеги о стиле работы Овчинникова рассказывают лаконично: «Так мог только он». К примеру, в 1980 году Овчинников как один из лучших работников ТАСС был аккредитован для работы на Московской Олимпиаде — значимые события в стране без него не проходили. В столицу он приехал на тассовской шестёрке, по тем временам — о-го-го! Государственные регистрационные номера на автомобилях тогда только-только начали менять. Овчинникову выпали буквы НОЛ.

Припарковавшись на Красной площади, фотокор, любитель верхней точки съёмки, достал и расставил тут же сконструированную им самим лёгкую переносную стремянку, взобрался на самый верх и начал работать.

При такой самоуверенности человека с фотоаппаратом милиционер к нему подошёл не сразу. Но, осмелев, начал с вопроса: «А вы, собственно, по какому праву?..». Овчинников собрался моментально:

— Ты номер на автомобиле видишь? Читать умеешь?

— Вижу, и что такого?

— Работает Национальная Олимпийская Лига.

Больше вопросов не возникло.

Фото из архива
Александра ОВЧИННИКОВА

и Михаила ЖИГУНОВА