Вторник, 07 января 2025

Редакция

Не быть под «Мухой»

Картины Василия Голубева — это повседневная жизнь и немножко надежды

Центр современного искусства накрыло очередной творческой волной

В ЦСИ у Сергея ПУХАЧЁВА новгородцам предложили сразу пять выставок — целый волновой пакет, притом весьма и весьма разнообразный.

Две выставки фотографий: знакомый новгородцам фотоклуб «Боровичи» и ещё более знакомый фотограф Александр Орлов, удививший зрителя не порцией репортажной динамики или реконструкторского ч/б, а галереей портретов диких цветов, произрастающих в окрестностях Новгорода. В малопримечательную, казалось бы, тему мастер фотографии сумел вдохнуть и жизнь, и ракурс, и собственное отношение к местной флоре. После знакомства с «Цветами цветов» женщины явно будут довольны. Тонко чувствующие мужчины, скорее всего, тоже.

В качестве «тяжёлой артиллерии» Сергей Пухачёв выбрал литографии великих классиков ХХ века — Сальвадора Дали, Анри Матисса, Марка Шагала. «Литографии имеют определенный тираж, и потому более доступны. Но и не менее интересны: они сохраняют ту же стилистику и образность, их делала та же рука. Техника литографии сделала возможным собирать и показывать выставки», — подогревает интерес Сергей Пухачёв. Тем не менее экспозиция весьма специфична и найдёт своего зрителя разве что среди давних приверженцев или любознательных гостей, путешествующих по выставочному пространству с гидом.

Ещё одна выставка, живописная, — результат трудов всероссийского пленэра, работавшего в Великом Новгороде в летнее время. В пленэре приняли участие художники 10 городов, а поскольку порисовать, или, как говорят художники, «покрасить» на Новгородчине есть что, то на выходе и получилась целая выставка из 40 работ. Многие из них уже подарены городу.

И наконец, наиболее запоминающийся проект — это «Время действия — любое» художника из Санкт-Петербурга Василия Голубева. Примечательно, что, окончив школу для особо одаренных детей при Академии художеств и поступив в «Муху» (высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, сейчас — академия им. А.Л. Штиглица в Петербурге), Голубев там недоучился. Ушёл в армию. Что важно, ибо последнее место службы — «вожатый служебных собак» — наложило на судьбу художника отпечаток не меньший, чем солидный период совместных выставок с митьками. И если про влияние овчарок на стиль Голубева Пухачёв явно шутит, то митьковщина в его работах очевидна и по сей день.

Вместе с тем последние 12 лет Голубев работает свободно, вне каких-либо объединений, что опасно. Ведь свобода — одно из самых тяжких испытаний, посланных человеку, особенно человеку творческому. Но со своей ношей Голубев, по всей видимости, справляется. Во всяком случае, новгородцам была представлена отличная коллекция его работ, в которых и примитивный русский лубок, и авторский тонкий взгляд на вещи. Герои Голубева — разумеется, люди: опасные, беззащитные и растерянные одновременно.

— Городской жанр Василия Голубева комический и трагический, иногда представляет нам человека большой голой обезьяной, а иногда претендующим на святость, — комментирует Пухачёв. — Прибавим к этому особый тонкий взгляд на вещи, интересную манеру живописи и получим самобытного художника.

Сам Василий Голубев, человек на удивление немногословный, говорить о своих работах вежливо отказался, потому как смотреть на них всё же лучше. Что ж, это повод для увлекательной самостоятельной работы…