или Культурный переполох в губернском городе N
Темно и ветрено. Не спеша бреду к кремлю. «Ну кто придумал приобщать народ к вечным ценностям в ноябре да еще в вечернее время? Вряд ли много народа соберется на мероприятие», — ворчу про себя.
Однако на Сенной площади у информационного центра вижу скопление людей — человек сто, не меньше, ожидающих начала прогулки со Статским советником. Выстроились очереди и в кассы Новгородского музея-заповедника: новгородцы торопятся купить единый билет на все показы. Ведь ровно в 20.00 начинается Ночь искусств…
Под покровом темноты
Непосвященным поясню, что для любителей полуночничать развлекательно-познавательные акции общероссийского масштаба проводятся, по крайней мере на Новгородчине, трижды в год: Ночь музеев — в мае, Библионочь (точной привязки к календарю нет)… и ноябрьская Ночь искусств, проведение которой было инициировано Министерством культуры РФ в 2013 году в рамках празднования Дня народного единства.
Судя по названию и афишам Москвы и Петербурга, вечером 3 ноября свои двери, и совсем безвозмездно, распахнули для всех желающих музеи, театры, выставочные галереи и даже обычные столичные троллейбусы, на время превращенные в экскурсионные.
Что касается нашего региона, потрудиться подольше во славу искусства вечером 3-го решились подразделения музея-заповедника, а также Центр современного искусства и Музей художественной культуры Новгородской земли. Правда, не бесплатно. Так, за взрослый билет на все объекты НГОМЗ просили 300 рублей, за детский — 200.
Но можно порадоваться за новгородцев — ни платность, ни погодные условия их не отпугнули. Хотя, как призналась заместитель генерального директора музея-заповедника Ольга КОНЮХОВА, были все же опасения, что не пойдут люди на выставки, экскурсии и мастер-классы: «Во второй раз мы своими мероприятиями присоединились к Ночи искусств. И судя по тому, какой нынче интерес они вызвали, в следующем году тоже будем в ноябре удивлять народ…».
Вечер при свечах
В программе, которую предложили участникам ночного празднества учреждения культуры, взгляд зацепился сразу за несколько интерактивных, театрализованных экскурсий.
На Ночи искусств музейщики еще раз опробовали презентованную буквально месяц назад прогулку со Статским советником, по ходу которой воссоздается атмосфера губернского Новгорода XIX века. К сожалению, поскольку желающих послушать рассказ чиновника о былой славе города собралось немало, многие не все слышали из того, что вещал советник — на ветру его слова уносило, а микрофона не было.
Дружной толпой мы вслед за рассказчиком почти бежим к входу в кремль. Навстречу — женщина. «Куда вы все? Война?» — хватает меня на рукав. «Экскурсия!» — бросаю на ходу. И слышу: «Дня, что ли, мало? Тур-р-р-ристы!». Ну что на это ответишь?
А вот в картинном зале Музея изобразительных искусств дама в наряде, словно сошедшая с полотна, рассказывает о судьбах трех женщин, изображенных на картинах. Говорит она неспешно, тщательно подбирая слова, иллюстрируя сказанное стихами. Внимание аудитории приковано к ней и к портрету той, о ком идет речь.
Каролина Павлова — русская поэтесса, переводчик. Она в течение всей жизни любила одного человека — Адама Мицкевича, который после неудачного сватовства к ней (отец Каролины отказался выдать за бедного да еще и опального поэта свою дочь) больше не предпринимал попыток получить благословение на брак с любимой женщиной. А она ждала…
Имена двух других знатных дам, пристально смотрящих на нас с портретов, более известны: Зинаида Волконская и Екатерина Стройновская. Одна — хозяйка знаменитых литературных салонов, другая, как полагают некоторые исследователи, — прототип пушкинской Татьяны Лариной.
Истории их жизни хорошо известны, как и их изображения. Но ловлю себя на мысли, что сколько раз проходила по картинным залам здания Дворянского собрания и лишь быстрым взглядом удостаивала эти портреты.
А вот с подачи дамы в белом — экскурсовода, которая вела рассказ, захотелось задержаться у полотен, всмотреться в эти женские лица…
Прошение губернатору
Еще одну необычную подачу экспонатов предложили сотрудники Детского музейного центра.
Выставка «Война и мiр» посвящена жизни и участию Новгорода в Первой мировой. Предметы быта того времени, архивные документы, фотографии, если никто из знатоков не разъясняет необходимость их появления в зале, малоинформативные. И совсем другое дело, когда повествование идет от первого лица — новгородского губернатора Михаила Иславина, возглавлявшего губернию в те годы:
— Позвольте мне, новгородскому губернатору, отчитаться перед вами за то, как жили новгородцы в 1914 году. Надо сказать, когда война только началась, уровень жизни был неплохой, и цены приемлемые. Так, новгородский рабочий получал в месяц от 25 до 45 рублей, учителя — от 60 рублей. Много это или мало? Чтобы было понятно, скажу, что воз дров, которого на полгода хватало, стоил всего 20 копеек. Но конечно, боевые действия уже в первые месяцы войны начали и на ценах сказываться. Фунт сливочного масла стал стоить 60 копеек. Наши финансисты полагают, что если война будет затяжной, то через пару лет стоимость масла до нескольких рублей подскочит.
Тут кто-то из слушателей бросает: «Говорят, в 1917 году вообще все в стране поменяется…».
По залу прокатился смех. А Михаил Иславин, роль которого играл старший научный сотрудник музея-заповедника Владимир ВАРНАЕВ, принял посыл по поводу Октябрьской революции и по ходу дальнейшего рассказа не раз еще делал оговорку, что то, о чем он говорит — жизнь новгородцев, их планы и думы, — в первые два года войны. И что они тогда даже представить себе не могли, как закончится Первая мировая…
После экскурсии мы разговорились с Владимиром Николаевичем.
— Почему бы музею не проводить экскурсии в такой вот театрализованной форме чаще?
— Фонды у музея-заповедника огромные, и экспозиций много. Чтобы необычно подать информацию, элементарно не хватает людей и времени. Но в последние годы в этом направлении большой шаг сделан.
— Не анализировали, отличается количество туристов на традиционных экскурсиях и на интерактивных?
— Интерес к экспозициям, если люди самостоятельно с ними знакомятся или заказывают обычный, стандартный рассказ, резко снижается недели через три после начала работы выставки. Что касается театрализованной подачи, то на примере зала, где «Война и мiр» представлена, скажу, что каждую субботу на протяжении вот уже третьего месяца я надеваю костюм губернатора и веду рассказ, общаясь с посетителями, среди которых много детей. И каждый раз полный зал собирается — по 30–40 человек.
— Вы по ходу своего рассказа приглашаете к диалогу людей. Сегодня вот вам напомнили о 1917 годе. А о чем спрашивают?
— Как ни странно, но интересуются моим мнением, естественно, как губернатора Новгородчины в 1914 году, по поводу экономической и политической ситуации… 2014 года. В общем, я на себе испытал, как это непросто стоять во главе губернии.
* * *
Обширная программа новгородской Ночи искусств включала более 20 мероприятий. Каждый выбирал интересные для себя.
Когда я вышла из Владычной палаты, время близилось к полуночи. Услышала звучный призыв Варнаева: «За мной, господа!». Толпа покорно двинулась вслед за научным сотрудником к входу в здание Присутственных мест, где он начал рассказывать «Страшные истории кремля».
А говорят, что жизнь в провинциальном городе в полночь замирает. Нет, только начинается. Но это совсем другая (страшная) история…
Фото автора
и Дмитрия ГОНЧАРОВА