Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Эти глаза напротив

Так уж повелось на Руси: сирые и болезные собираются вокруг сильных мужиков со страшными бородами. Кадр из фильма «Григорий Р.»

Григорий Распутин как болезнь и надежда всея Руси

В последнюю неделю октября Первый канал приковал к себе внимание зрителей. На экран вышел восьмисерийный телефильм режиссера Андрея Малюкова «Григорий Р.».

Сердцам новгородцев проект особенно дорог: родные для Григория Ефимовича «тобольские пейзажи» снимались в августе 2013 года в Антониевом монастыре и Музее «Витославлицы». Массовку собирали из местных. Но во время съёмок Владимира Машкова, сыгравшего старца Григория, старательно ограждали от контактов с прессой: чтоб ценная информация о проекте не проникла в массы.

Тайну сохранить удалось. А зритель дождался ее раскрытия. Миру явлен новый Распутин. И впрямь, таким Григория мы ещё не видели.

Григорий Всякий
А попыток докопаться до сути было ох как немало. Одним из первых серьёзных и в то же время доступных широкому кругу читателей  аргументов в разбирательстве по делу Распутина стал роман Валентина Пикуля «Нечистая сила», вроде бы, имеющий твердую документальную основу. Зазор для собственных размышлений читателю оставила чересчур жёсткая и категоричная позиция автора по отношению не только к старцу, но и ко всей царской семье. Особенно интересно картина складывается, если творчество Пикуля читать параллельно, скажем, с перепиской Аликс и Ники.

После книги Эдварда Радзинского о Распутине, «основанной» на документах расследования Чрезвычайной комиссии Временного правительства, казалось, все загадки разгаданы. Ан нет — со временем личность старца Григория становится только притягательнее.

Даже исключив документальные картины, вышедшие буквально сразу после смерти Распутина и имеющие конкретную цель — очернить, мы всё равно получим на руки десятки художественных фильмов. Причём солидная их часть импортные.

В России наиболее известна лента «Агония» Элема Климова с Алексеем Петренко в главной роли. Святого чёрта Петренко умудрился представить таким образом, что лучше (или хуже?), вроде бы, и не сделать. Ещё более близкий к прототипу экранный персонаж (если его вообще можно вообразить), скорее всего, окажется настолько страшным и играть его нужно будет так натуралистично, что зрителя не сыщешь днём с огнём: подготовленных нет, а широкая публика разбежится с визгом.

Климов, сочетавший в своей «Агонии» фарс, эксцентрику, милый сердцу русского человека лубок, приправил получившееся собственными размышлениями по поводу, историческими хрониками и современными съёмками, стилизованными под хроникальные. Переварить получившееся варево с первого раза под силу немногим, да и послевкусие остаётся сомнительным. Зато цепляет надолго!

Относительно свежий «Распутин. Дар или проклятие?», снятый француженкой Жозе Дайан и перемонтированный режиссёром-сценаристом Ираклием Квирикадзе, главной приманкой выбрал не шоковую терапию, а Жерара Депардье в роли Распутина, что, если честно, тоже шок.

Россия, видимо, с перепугу оказала картине серьёзную поддержку, в том числе и актерскую. Но даже звёздный состав — Владимир Машков, Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Леонид Мозговой и другие — не смог ничего сделать с отсутствием в фильме хоть какой-нибудь идеи, оригинальности, психологизма. В общем, всего, что делает набор сцен завершённым произведением.

По-настоящему в «Даре...» обидно за прекрасного Сергея Гармаша, которому злой рок отвёл невыполнимую миссию — с помощью озвучки оживить Распутина-Депардье. Но тут уж вышло как в театральной поговорке: «Что говорить, когда нечего говорить?».  Примечательно, что в нашей стране этот во всех отношениях неудачный фильм получил поддержку на официальном уровне. Именно ему выпала честь демонстрироваться с киноэкранов в год 400-летия династии Романовых и войти в афиши различных исторических кинофорумов.

Впрочем, когда Депардье ещё изображал русского медведя в императорских покоях, а Машков ходил в усах Николая II, среди зрителей уже звучало: «Новый Распутин не за горами, место его как раз и займёт Машков».

Владимир Машков в образе Распутина — это антипод Распутину Алексея Петренко. Интеллигент из села с большими задатками крепкого государственника только и размышляет, как бы получше обустроить Россию

Где-то мы встречались
Нарушая законы жанра, с первых же строк замечу, что принципиально новым и прорывным в общепринятом смысле мини-сериал «Григорий Р.» не стал. Впрочем, знаковый момент в нём всё же есть — об этом потом. А начнём с «плюсов».

Усаживаясь за просмотр «Григория Р.» зрителю совершенно не нужно ломать голову над вопросами, кем же был Распутин и что хотел сказать нам режиссёр?  Если уж не в лоб, то на ушко Андрей Малюков шепчет: «Был великомучеником, святым старцем, прочно усвоившим лукавое: не согрешивши, не покаешься». Не мироточил. Но может, оттого и убили.

Все сомнительные истории из юности тобольского странника на самом деле вовсе не сомнительны — убеждаемся мы по ходу сериала, — а только лишь итог случайностей, не зависящих от Распутина. Зато роль его в жизни великой до последних своих дней империи действительно огромна.

Владимир Машков в образе Распутина — это антипод Распутину Алексея Петренко. Интеллигент из села с большими задатками крепкого государственника только и размышляет, как бы получше обустроить Россию. К серьёзным достижениям, правда, не приходит, но опять же только потому, что слишком много времени и, главное, сил уделяет целительству. Да еще ежечасно наталкивается на противоборство всех и вся.

Вопрос «похож — не похож» Машков на прототип оставим в стороне. После Депардье задавать его смешно. А вот от мысли, что в новом сериале подле царской семьи действует никакой не Григорий Ефимович, а Парфён Рогожин из сериала «Идiотъ» Владимира Бортко, избавиться сложно. На царскую семью, просителей и зрителя Машков-Распутин-Рогожин смотрит тем же самым взглядом влюбленного сумасшедшего, идущим не то что из-под насупленных бровей — из вековой глубины России-матушки, в которой чёрт знает что творится. Взгляд, безусловно, хорош!

И может быть, от этого фрейлина Вырубова Екатерины Климовой скоро начинает напоминать Настасью Филипповну, а вовсе не особу, приближённую ко двору. И опять боже вас упаси заикнуться о внешней или внутренней схожести Климовой и её персонажа — не для того сыграно. А для эстетического наслаждения, которое зритель получает в полной мере.

Проще всего в сериале рассуждать об опытном криминалисте Генрихе Свиттене, герое сколь вымышленном, столь и ненужном. Сам сценарный ход до неприличия напоминает придумку из сериала «Бесы», где столичный следователь Горемыкин, раскрывая преступления в городке N, профессионально закрученные Фёдором Михайловичем, сумел влюбить в себя и горожан, и зрителей. А вот к актёру Андрею Смолякову (Свиттену) амплуа «справедливого сыщика» приклеилось слишком крепко: чего стоят фильмы «Высоцкий. Спасибо, что живой» и сериал «Зоннентау». Так что в кадре он просто делает свою привычную работу — не больше и не меньше.

В целом же фильм разыгрывается безукоризненно — легко, красиво, местами эффектно и проникновенно. И чем дальше, тем сильнее напоминает жития святых. Такого Распутина мы и впрямь ещё не видели.

К моменту роковой для Распутина и России ночи впечатлительный зритель, сидящий перед экраном, люто ненавидит отравленные пирожные и проклинает двух гомосексуалов, посягнувших на самое святое.

Кадр из фильма «Идиот»Два «Р»
В прощальном взгляде Григория Распутина мы вновь прочтём знакомое: «Россия, которую потеряли». В последний раз и совсем недавно об этом же нам говорил Никита Михалков устами своих героев в «Солнечном ударе». Впрочем, не он был первым, а повторение — мать учения.

Но для самых непонятливых, в досыл к сериалу «Григорий Р.» Первый канал выпустил и документальный фильм «Распутин. Жертвоприношение» Сергея Медведева.

В этом проекте экс-пресс-секретарь Бориса Ельцина выглядит так же малоубедительно, как в роли самого себя в сериале «Вангелия» (о слепой пророчице-целительнице), который с сомнительным успехом шел на Первом канале в сентябре прошлого года. Зато и в диалогах с Вангой, и в путешествии по современному селу Покровскому, родине Распутина, журналист Медведев упорно настаивает на одном и том же: всякого рода мистика и чертовщинка в целом благотворно влияют на судьбу Отечества.

Вслед за ним, погрузившись в красиво отснятый омут, мы наконец-то убеждаемся: «Пока будет Распутин и сила свыше, будет и Россия. И не надо нам перемен».

Но это лирика, в сухом же остатке занятные перспективы: благодаря огромному количеству обращений к своей персоне кинематографов и других культурных персон Григорий Распутин, спустя практически столетие, вполне способен стать сперва национальным героем, а затем, чем чёрт не шутит, духовной скрепой. Тем более что страсть к мракобесию у русского человека в крови — не так давно вариации на тему «Битвы экстрасенсов» добрались до главного канала страны.

А значит, Святой чёрт — вечная российская заноза. И обратимся мы к бородатому непонятному крестьянину не раз и не два, пока не народит новых непонятных, но эффектных земля-матушка. Хотя только ли российская болячка Распутин? Из-за моря уже идёт слух о новом старце с бородой и именем Григорий. Заживёт немного «Григорий Р.», и явится новый Распутин. Студия Warner готовит проект под Леонардо ди Каприо.