Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Наперекор канонам

Это он. Маленький человек — Мышкин. Идиот (г. Белгород)

Каждый спектакль Достоевский-фестиваля сулил открытия

В Старой Руссе Достоевский прожил восемь лет — с 1872 по 1880 годы. Это было очень плодотворное в плане творчества время. Здесь им был написан и начат целый ряд произведений: «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» и другие.

Инсценировку этих и других рассказов и романов  ежегодно накануне дня рождения писателя — 11 ноября — показывают в городе на Полисти в рамках Международного фестиваля камерных спектаклей по произведениям Ф.М. Достоевского. В этом году фестиваль проходит в восемнадцатый раз.

Искушение Достоевским
В программе нынешнего форума — восемь постановок. «Настасья Филипповна», «Белые ночи», «Бедные люди», две версии «Преступления и наказания», «Кроткая», монологи героев Достоевского и размышления по роману «Идиот».

— Хотя чаще всего инсценируют «Дядюшкин сон», — замечает театральный критик Ирина АЛПАТОВА. — Потому что это — комедия. Значит, зритель на неё однозначно пойдёт. Ведь не секрет, что молодого зрителя сегодня трудно заманить в зал на что-то тяжёлое, провоцирующее на размышление. А в программе новгородского фестиваля это всё есть, что важно. Лично я ни одного из заявленных спектаклей не видела. Сюда в основном приезжают театры камерные, которые почти не гастролируют. И смотреть их работы всегда очень интересно.

Канонов прочтения Фёдора Михайловича не сцене нет. Ведь классик не писал пьес. Так что каждый режиссёр видит его сюжеты и героев по-своему и пытается эти самые каноны найти. И не находит. И слава Богу, говорят критики. От спектаклей по произведениям Достоевского не знаешь чего ждать. Здесь каждый спектакль чреват открытием.

Театр драмы Республики Карелия «Творческая мастерская» презентовал, например, «Настасью Филипповну», заявленную, кстати, на участие в российской национальной премии и фестивале «Золотая маска-2015». В основу этой постановки легла пьеса Николая Климонтовича на тему романа «Идиот». Здесь, как можно догадаться из названия, всё крутится вокруг красотки-содержанки Барашковой и её взаимоотношений с князем Мышкиным, чистым в своих помыслах и делах, за что, собственно, он воспринимался в обществе не иначе как идиот, и купцом Рогожиным, влюбленным в Настасью Филипповну.

— Попытки впихнуть в спектакль все сюжетные линии этого романа с бесконечным количеством горячечных монологов героев никогда не завершаются успехом. Надо что-то выбирать, — отмечает член жюри фестиваля театральный критик Владимир СПЕШКОВ. — И в данном случае выбор правильный.

Получилось очень эмоционально и не слишком тяжело, несмотря на то, что спектакль шёл с двумя антрактами. Декораций, как их подразумевает камерный формат фестиваля, на сцене было минимум — стулья да деревянная выгородка. Хотя сами критики отметили, что сей факт скорее говорит о некой бедности театра, нежели камерности. «На сцене — дамы в кринолинах, пусть и весьма ужасных, а тут — сколоченные из реек стены. Подобное сценографическое решение уже не раз использовалось в постановках. Но это актуально для других историй», — делились впечатлениями члены жюри. Зато на этом скупом фоне герои выглядели ярко. Тем более что и подбор актёров на роли, на взгляд зрителей, получился очень удачный. Порой даже закрадывалось сомнение: на сцене артисты из Петрозаводска или примы отечественного кино и театра дней сегодняшних и прошлых лет. Так, актриса, игравшая Настасью Филипповну, — женщина очень красивая и чувственная, чем-то напоминала Екатерину Климову или Ксению Раппопорт, Рогожин — темноволосый, страстный актёр, считай Машков, Мышкин — тихий долговязый человек с проницательным голосом — Иннокентий Смоктуновский собственной персоной. Или это показалось?

— Да нет, вы это точно подметили, — согласился Спешков. — Мы имеем дело с не вполне оригинальными актерскими работами, а с неким тиражированием приемов или копиями тех или иных актерских работ. Но, надо сказать, копии неплохие, как и неплохое повторение когда-то найденного на сцене. Однозначно, возможности у этих актеров большие, им есть куда расти.

…В танцевальном классе ЦК «Русич» между колонной и окном была натянула ткань. Это своеобразный задник сцены. Гаснет приглушенный свет. И зал заполняется шепотом людей. Гул нарастает, а когда вновь становится светло, перед небольшим зрительным залом, где с первых рядов до героев можно без труда дотронуться рукой, появляется ОН. Маленький босой человек в широченной рубахе, таких же штанах. Он мечется по сцене, а за натянутым полотном видны очертания людей, спешащих по своим делам. Они только что сошли на перрон или, наоборот, спешат уехать...

Вокруг маленького человека проносится картина безобидной деревенской жизни, в которой звучащие детские голоса возвращают в состояние предэпилептического совершенного блаженства его, того самого князя Льва Николаевича Мышкина, за свою наивность и бесконечную доброту прозванного идиотом. Оживающие в действии мысли героя заставляют его снова и снова прожить череду событий до появления в России.

Спустя некоторое время ловким движением руки, сняв невнятные одежды, перед нами предстаёт уже Мари. История тяжёлой жизни этой бедной девушки, рассказанная Мышкиным в романе «Идиот», становится отправной точкой для всей постановки. Всё это зрителям передает лишь одна актриса.

— Темы, которые мы затрагиваем в своих постановках, универсальные, бесполые, как ангелы — они не женские и не мужские. Темы добра, любви, милосердия — могут говориться от любого лица. И не важно, кто именно говорит эти слова,  вложенные в уста персонажей, если они имеют глубинное значение, — объясняет уже после спектакля Ксения ЛОМАКИНА, режиссёр молодёжного камерного театра «Спичка» из Белгорода, автор спектакля «Искушение Идеологией Идиота».

«Настасья Филипповна» и её мужчины  (г. Петрозаводск)Ложка политического дёгтя
Помимо гостей из России, а кроме упомянутых выше на фестиваль приехали театры из Брянска, Санкт-Петербурга, Кинешмы, Воронежа, в программе фестиваля значились и гости из Польши. Несмотря на трудности, которые возникают сегодня в связи со сложной политической обстановкой, Малый театр из Вроцлава смог пересечь границу и показать на старорусской земле «Преступление и наказание». На польском языке. Но проблем с пониманием происходящего ни у кого из зрителей это не вызвало. Наоборот, это стало особой изюминкой постановки. Но без политической подоплёки всё же не обошлось. Корзина с яблоками из сада Дома-музея писателя, которую традиционно вручают всем участникам фестиваля, наглядно показала, что экономические санкции мы переживём. Хотя, безусловно, организаторы преследовали совсем не эту цель. Это уж зрители додумали.

Интересный факт: из восьми постановок, заявленных на нынешний фестиваль, лишь одна — «Достоевский. Монологи» романтического театра Юрия Томошевского из Санкт-Петербурга — была сыграна в Доме-музее писателя. Другие спектакли показывали на сцене ЦК «Русич» и в Великом Новгороде, в театре драмы. Хотя изначально именно в доме на набережной оживали герои произведений писателя. Не обидно, что фестиваль постепенно  переезжает?

— Когда фестиваль только набирал обороты, в Доме-музее проходили не спектакли в полном понимании этого слова, а художественные чтения, — говорит директор Дома-музея Ф.М. Достоевского в Старой Руссе Наталья КОСТИНА. — Но со временем фестиваль разрастался, постановки становились большие, красочные. А это всё требует специальных сценических средств, специального оборудования, которыми Дом-музей не обладает. Поэтому логично, что фестиваль сегодня не ограничивается лишь стенами этого дома.

— А может быть, фестиваль стоит полностью перенести в Великий Новгород? — спросили у организаторов журналисты на пресс-конференции. — Тут и зрителей больше, и площадок.

Заместитель главы департамента культуры области Борис ЗОРИН ответил:

— Пределы Старой Руссы фестиваль не покинет. Здесь он родился, здесь проводится и будет проводиться впредь. Это уже своего рода бренд. Его нужно сохранять и развивать.

И пока это получается. Кроме области, театральный форум, проводимый на новгородской земле, поддерживает и Министерство культуры. Тогда как, например, фестиваль исторического кино «Вече», патронируемый «королевой дворцовых переворотов», «матерью гардемаринов» известным режиссером Светланой Дружининой и прописавшийся на родине российской государственности вслед за ушедшим «Улыбнись, Россия!», федеральной поддержки в последние годы не находит.

— Тем более важно, — уточнил директор новгородского театра драмы Всеволод ЧУБЕНКО, — что в этом году фестиваль Достоевского вошел в национальный календарь событий.

Дальше — больше. В 2015-м году, когда Старая Русса будет отмечать 1000-летие своей истории, фестиваль, как обещают организаторы, станет ещё более представительным и многочисленным. Есть задумка разделить его на две части, одну из которых полностью посвятить роману «Братья Карамазовы», которые будут «праздновать» 135-летие своего написания.

Фото автора