Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Сцена её судьбы

В творческом багаже Татьяны Аркадьевны более сотни ролей. «Но вот Чехова нет», — с лёгкой грустью замечает актриса

Народная артистка России Татьяна КАРАТАЕВА — 50 лет в любимой профессии

— Вы комсомолка? — спросили у Татьяны на вступительных экзаменах в ГИТИС.

— Нет, а что там делать? — не задумываясь, ответила девушка.

Так, совершенно по-глупому, она не поступила в одно из ведущих театральных заведений страны. Тем не менее отсутствие специального образования на её карьере не сказалось.

Девочка-ромашка
Впрочем, ещё до того, как Таня решится штурмовать ГИТИС, она поступит в театральное училище Ростова-на-Дону. Но по семейным обстоятельствам вынуждена будет оставить учёбу и вернуться в Киров, где сценические подмостки сменит на белый халат лаборантки лесного института. Однако талант, если он есть, никуда не денешь.

А талант у неё явно был. Не случайно педагог театральной студии Кировского ДК промкооперации Михаил Наумович Кублановский, где, будучи школьницей, Таня занималась не один год, в буквальном смысле вывел её из лаборантской и за руку привёл в Кировский ТЮЗ.

Было это в далёком 1964 году. «Возьмите девочку, она очень талантливая». Девочку взяли. Правда, в реквизиторы. Но в этом цеху Татьяна долго не задержалась. Её заметил начинающий режиссёр Тенгиз Махарадзе, приехавший в Кировский ТЮЗ ставить дипломный спектакль.

— Роль Ромашки в спектакле «Белоснежка и семь гномов» стала моей первой по-настоящему драматической ролью. Ведь эта Ромашка сознательно приносит себя в жертву ради любви, обрывая на себе лепестки: «Любит — не любит…» — с улыбкой говорит Татьяна Каратаева.

А потом наша героиня… и сама влюбилась. В режиссёра, как вы, наверное, догадались.

— Не перестаю повторять, что именно Тенгиз Александрович сделал из меня актрису, — говорит Татьяна Аркадьевна. — Ведь завершённого актёрского образования у меня не было. А за плечами мужа — мощнейшая школа: он учился у знаменитого Бориса Захавы, преподававшего в Щукинском театральном училище, и у Веры Редлих, когда-то основавшей легендарный новосибирский театр «Красный факел».

Хотя, как мы знаем, попыток получить профессиональное образование Татьяна не оставляла. Уже во время работы в ТЮЗе она хотела поступить на заочное отделение актёрского института. Но тогда каждый год пришлось бы «выпадать» из репертуара сразу на несколько месяцев. Так что от этой идеи пришлось отказаться. Но и без «корочек» Татьяна Каратаева добилась впечатляющих успехов.

Вслед за Ромашкой, Синей вороной и другими эпизодическими ролями через несколько лет в её творческом багаже стали появляться и роли классического репертуара, исполненные ею ярко и мощно. Именно тогда она стала формироваться как актриса с редким трагическим даром. Катерина в «Грозе», Софья в «Горе от ума», Шен Те и Шуи Та в «Добром человеке из Сезуана», Монна Ванна — главная героиня одноимённой пьесы Метерлинка. Кстати, до Каратаевой (ещё в начале XX века) эту роль играла только великая Комиссаржевская.

Она с удивительной актёрской жадностью, как будто боясь не успеть, без остатка отдавалась любой роли. Ей удавалось достичь трагической высоты даже в, казалось бы, сугубо «детских» спектаклях. Причём даже в мужских ролях — например, Карлсона, который живёт на крыше.

Не можешь — торгуй пивом!
— Когда муж — главный режиссёр, работать в театре, наверное, легче? — спросила я у актрисы.

— Никаких поблажек Махарадзе мне не давал, — подчеркнула Татьяна Аркадьевна. — Он всегда говорил, что жена режиссёра должна быть на голову лучше других, чтобы ему не было стыдно. «Не можешь — иди пивом торгуй!» — его слова.

И она работала над собой настойчиво, фанатично, забывая об отдыхе, о доме. «Сколько я не додала своему сыну, — вздыхает она. — Подумать страшно! Слава Богу, мама была рядом и взяла на себя все заботы о его воспитании, пока мы с Махарадзе занимались театром!». И добавляет: «В этом жестокость нашей профессии. Ты можешь чего-то достичь, лишь забыв о себе и родных».

Волевой характер и беспощадность к себе позволили ей отточить свой талант и действительно стать лучшей. «Непривычная, обнажённая искренность…», «Необычайно красивый, выразительный голос…», «Её творческая природа обнаруживает редкую пластичность и восприимчивость любого режиссёрского почерка…», «Поражает зрелое мастерство молодой актрисы…» — так писали о ней в центральной прессе.

В 34 года Каратаевой присвоили звание «Заслуженная артистка РСФСР». Для тех времён это было необычайно рано. А через несколько месяцев, в июле 1982 года, в главном издании Министерства культуры — журнале «Театр» — появилась большая статья-портрет о Татьяне Каратаевой.

— Я бесконечно благодарна своему первому мужу и Челябинскому ТЮЗу, благодаря им я выросла как актриса! — Татьяна Аркадьевна прижимает руки к груди.

В Челябинске, кстати, Татьяну Каратаеву любят и помнят до сих пор и называют не иначе как легендарной.

«Нет повести печальнее на свете»
Именно так, с иронией, Татьяна Аркадьевна рассказывает о знакомстве с Анатолием Устиновым.

В Челябинский ТЮЗ актёр Устинов приехал по распределению. Молодой человек в коллектив влился быстро: общительный, хорошо пел и играл на гитаре. «На этом я и погорела», — улыбается Каратаева. Хотя, конечно, до признаний в любви было ещё далеко. Анатолий отслужил в армии, женился… А в личной жизни Татьяны уже давно было не всё ладно.

Спустя какое-то время актёры сыграли в специально для них написанной Константином Скворцовым пьесе-поэме «Ментуш». Трагическая история любви Человека-Лося и Дочери Человеческой, основанная на уральских мифах, стала и началом их истории.

Но путь к счастью оказался весьма тернист. После развода с Махарадзе заслуженной артистке был закрыт путь во все театры страны. В итоге пришлось уехать в Киргизскую ССР во Фрунзенский республиканский русский театр. Вслед за любимой приехал и Анатолий. Уже вместе они отправились дальше, в Семипалатинск.

Кто не знает, именно туда был сослан Фёдор Достоевский. Ссылали туда в своё время и декабристов, и ленинградскую интеллигенцию… Их потомки и стали постоянными зрителями нашей пары с их музыкально-поэтическими программами на маленькой сцене в Доме-музее Достоевского, где они работали помимо театра. Кстати, под Семипалатинском в советское время располагался ядерный полигон. Одним словом, во всех отношениях удивительное место.

Время возвращаться из творческой «ссылки» поближе к родным и близким наступило в 1987 году. После звонков во многие театры европейской части Советского Союза выяснилось, что в новгородском как раз нужна заслуженная артистка. А мужчины так и вовсе во все времена в труппах были нарасхват. Так Каратаева и Устинов оказались в Новгороде, где вот уже 27 лет выходят на сцену областного театра драмы имени Ф.М. Достоевского. Именно в Новгороде Татьяна Каратаева в 2001 году получила звание народной артистки РФ.

Творческий багаж
На письменном столе в комнате Татьяны Аркадьевны в три стопки лежат большие альбомы. Это архив. Здесь собрана вся творческая жизнь народной артистки Каратаевой: программки спектаклей, где она была занята, фото с репетиций и спектаклей, пожелания режиссёров, вырезки из газет с рецензиями и материалами, посвящёнными театру. В багаже Татьяны Аркадьевны — больше сотни ролей. Комедийных, лирических, драматических, трагических, острохарактерных.

— Но вот Чехов — «Чайка», «Вишнёвый сад», «Три сестры» — прошёл мимо меня, — с лёгкой грустью замечает Татьяна Аркадьевна. — Уже играя на сцене новгородского театра, я не раз обращалась к режиссёрам с предложением поставить Антона Павловича. Понятно, о роли одной из сестёр я уже не мечтала, но Аркадину в «Чайке» могла бы сыграть. Но в ответ слышала: «Труппа ещё не готова», «В планах классика, но другая».

В 2007 году Центральный Дом актёра в рамках цикла вечеров с актёрами провинциальных театров «Разные судьбы» пригласил Татьяну Аркадьевну в Москву с творческим вечером «Та самая Татьяна». А в 2010 году там же, в ЦДА, на заключительном вечере этого цикла ей удалось-таки прикоснуться к мечте и сыграть в спектакле «Играем Чехова» по рассказам писателя.

Как правило, из череды сыгранных ролей актёрам трудно назвать самую любимую. Ведь для них каждая — как ребёнок, которого нужно вырастить, понять, принять и выпустить в мир — на сцену. У артистки Каратаевой таких ролей несколько. Но особенно дорога одна.

— Я очень любила спектакль «Божьи одуванчики». Это история о том, что любовь возможна в любом возрасте. У меня была удивительная роль, в которой я высказывалась о своей судьбе, любви, женской доле, — говорит сегодня Татьяна Аркадьевна.

«Хотя роль актрисы на пенсии — это не совсем то, о чём наша сестра мечтает…  Но ведь лучше эту роль сыграть, чем на самом деле оказаться на пенсии раньше времени», — шутила Каратаева накануне премьеры спектакля в 2009 году.

Форма и содержание
Так получилось, что сегодня в свой 50-летний творческий юбилей народная артистка России Татьяна Каратаева выходит на сцену лишь 2–3 раза в месяц. И то — в эпизоде или массовке. Из репертуара почему-то сняты спектакли, премьеры которых состоялись всего пару лет назад и где блистала Татьяна Аркадьевна. Хотя, наверное, зрители и сегодня посмотрели бы «Женский стол в охотничьем зале», вышедший в свет в 2012 году. Или трогательную драму «Квартет», выпущенную год назад.

Конечно, для актрисы ничего нет хуже, чем творческий простой. Но Татьяна Каратаева свободное время старается проводить с пользой. Помогает молодым актёрам советом и делом. Причём не только коллегам по сцене театра драмы: фольклорный театр «Кудесы» пригласил её в свой новый спектакль. Уже идут репетиции. И она с большим удовольствием работает с молодыми друзьями.

При этом народная артистка РФ три раза в неделю ходит ещё и на фитнес. «Нужно всегда быть в форме, — объясняет Татьяна Аркадьевна. — Ведь в любой момент в театр может прийти режиссёр и предложить роль. А если я буду вся разбитая как психологически, так и внешне, о какой тогда работе речь?! Ну уж нет!».

Фото из личного архива
Татьяны КАРАТАЕВОЙ