Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

В гостях у литературы

Слушать классику всегда можно с открытым ртом

Актёр Сергей Семенцов учит новгородских школьников любить классику

В арт-гостиной «На Дворцовой», что нашла свой приют в Городском центре культуры и досуга им. Н.Г. Васильева, каждые выходные собираются взрослые и дети, чтобы услышать известные, но немного подзабытые произведения классической литературы. Несколько лет назад артист Сергей Семенцов придумал проект «Нескучная литература», который реализует в камерной обстановке гостиной и на уроках в гимназиях и школах Великого Новгорода. Главный посыл в том, чтобы люди, и зрелые, и совсем юные, почаще оставляли свои суетливые дела и заботы и читали-читали-читали... С удовольствием, с упоением. О том, как это можно сделать в отдельно взятом городе, корреспондент «НВ» беседует с Сергеем Семенцовым.

— Сергей Александрович, а с чего собственно начался ваш проект? Само собой разумеется, когда актёр выступает перед публикой, но перед классом…

— Очень давно, когда я служил в театре «Малый», его режиссёр Надежда Алексеева после одной из своих поездок на фестиваль привезла любопытную зарубежную идею. Актёр приходит в школу, 10—15 минут занимается с детьми, а потом ставит вместе с ними какую-то сценку. Решили попробовать в четвертой гимназии, но эксперимент не получился. И вот тогда её педагоги предложили, что было бы совсем неплохо, если бы мы, артисты, почитали что-то из школьной программы в помощь учителю литературы. Мне показалось это интересным: это был некоторый тренинг, работа над словом, а для театра — дополнительный способ его продвижения. Впрочем, нужно не столько давать знания, сколько влюбить ученика в предмет.

— Легко сказать. Поделитесь своим педагогическим методом?

— Важно, чтобы дети эмоционально погрузились в произведение, услышали автора, и тогда они будут читать самостоятельно. Точно так же когда-то воздействовал голос рассказчика, звучащий с грампластинки. Этого было достаточно, а воображение дорисовывало остальное. Однако школа не только учит, но и воспитывает. А какой из предметов, как не литература, должен этим заниматься? Даже история в этом отношении мне кажется сомнительной: одного убил — преступник, а тысячи — полководец. Тем более что её постоянно переписывают. Читая книги, можно прожить множество жизней и соотносить свои поступки с поступками персонажей.

— На уроках вы только читаете?

— Необходимо, чтобы и взрослая аудитория, и детская видели человека с томиком автора в руках. И тогда, как мне советовали психологи, в восприятии людей удовольствие, чтение и книга будут увязаны в одно. Поначалу я только и думал о том, как за сорок минут урока прочитать всё, что мне подобрал учитель. Например, заказывают три отрывка из «Преступления и наказания», где Раскольников встречается с Сонечкой Мармеладовой. А я еле-еле успеваю две прочитать. Самым провальным уроком был тот, когда мне пришлось читать миф об аргонавтах. Текст тяжёлый, внимание детей рассеивается, не слушают. Всё плохо. И потом мне его снова задают уже в другой школе. Что делать? Перед чтением я разыгрываю перед детьми небольшой спектакль, как мы отправляемся с ними в виртуальный поход, скажем, по Африке. И как только удалось заинтриговать, предложил послушать древнегреческий миф о путешествии. Какая стояла тишина в классе! Был самый лучший урок.

— Что из заказанного вам учителями удивило больше всего?

— Пожалуй, труды Макиавелли. Но раз заказывали, значит, был смысл...

— Как охотно вас приглашают школы? И чувствуете ли заинтересованность города в своём проекте?

— Беседовал с чиновниками, депутатами о его продвижении, там более что следующий год — Год литературы. Все отзываются о моем проекте положительно, но сразу говорят: денег нет. В городском комитете образования заявили, что даже рекомендовать меня школам не могут, поскольку это можно расценить как коррупцию, дескать, я буду давать откаты. И получить грант под проект у меня не получилось. А приглашают меня те учителя, кто увлечён своей работой, горит профессией.

— Но зачем вам одобрение сверху?

— Мне хочется, чтобы проект двигался централизованно, а не зависел от позиции  педагогов. Я сам ходил по школам, обосновывал их руководителям, что чтение вслух необходимо. Обещали перезвонить и не перезванивали. «Ай-ай, — думал я, — какие нехорошие директора». Но всё дело в учителях. При мне состоялись несколько встреч, на которых руководители говорили с учителями о моей инициативе. Реакция педагогов — испуг. Всего боятся. Нагрузка большая, нужно заполнять массу документации, а тут ещё кто-то приходит и предлагает детям почитать.

— Но и дети бывают разные. Попробуй убеди некоторых хотя бы взять в руки книгу.

— Не скрою, в некоторых классах бывает очень тяжело, дисциплины никакой. Вот перед нашей встречей провёл урок в школе: ощущение — как от ПТУ в худшем смысле этого слова. Но это вовсе не означает, что там не надо читать. Напротив — целесообразно, чтобы проект охватил весь город. У меня есть уверенность, что благодаря «Нескучной литературе» лет через десять он может стать совершенно иным. Образование должно опережать развитие учеников, а не подыгрывать им. Классика — лучшее из литературы, потому что прошла испытание временем. Выручают меня актёрские приемы. Случается и так, что какое-то произведение опробую на детях, а потом переношу его чтение в гостиную.

— Чем можно объяснить востребованность арт-гостиной у зрителей?

В гостях у литературы— Там всего 50—60 мест. Свет, музыка, чашечка кофе или чая — так создаётся уютная, камерная атмосфера. Она точнее, по-настоящему передаёт сокровенные вещи. На большой сцене Академического театра говорить «я тебя люблю» надо громко. Иначе актёра дальше пятого ряда не услышат. Играя камерный спектакль, о больших чувствах не кричат. Достаточно просто взять паузу или опустить глаза. В нашей арт-гостиной к тому же сложилась традиция: после представления с теми, у кого есть желание, продолжить общение, выслушать их предложения, замечания. Есть статистика, согласно которой театральным городом считается тот, где театром увлечены пять процентов населения, а нетеатральным — три процента. Арт-гостиная будет востребована, поскольку всегда есть в обществе прослойка, которой театр нужен. Моя задача, чтобы она стала больше.

— Есть точка зрения, что после русской классической литературы современным авторам писать уже не о чем и сказать что-то новое они не могут. Согласны вы с таким утверждением?

— Я против новаторства ради новаторства. Когда предлагают: «А давайте поставим «Чайку», но так, чтобы монологи в пьесе говорились вверх ногами. Тогда нас заметят критики». Но в литературе писатель может развить ту же самую тему, что была у Достоевского. И будет не менее захватывающе. И про театр, кстати, говорили, что есть всего три сюжета: любовь, предательство и ненависть. И что? Больше не писать? Но тогда после Шекспира и Чехов не нужен? Чем привлекательна классика? С ней точно не ошибёшься. Если ей следовать, она всегда, что называется, вытащит игру актёра.

— Вы провели уже множество встреч в арт-гостиной. Какой из классиков у вас вызвал особое настроение?

— Я заметил, что Бунина мне читать проще школьникам, чем зрителям арт-гостиной, где состоялся моноспектакль по одному из его рассказов. И понимаю почему. Я был вынужден перевоплощаться в его героев, что мешало прочитать текст именно так, как он был задуман самим писателем.

— Тогда вы можете дать оценку фильму Михалкова «Солнечный удар», снятому по мотивам двух бунинских рассказов. В обществе он вызвал неоднозначную реакцию.

— Любой человек прочитает произведение по-своему, в любом случае это будет «писатель + вы». Возможно, поэтому инсценировки редко выходят удачными. Автору хватит намёков, и читатель дорисует образ самостоятельно. Михалков руководствовался какими-то своими «нужностями», тем самым пошёл против Бунина. В фильме долго, целенаправленно подводят публику к тому, что между героями сразу возникло что-то вроде любви. Тянется это долго и скучно. Между тем как писатель в «Солнечном ударе» рассказывает об обычной интрижке, которая только спустя время переросла в нечто великое.

— Как вы видите развитие вашего проекта дальше?

— Хотелось бы, чтобы арт-гостиную почаще посещали родители с детьми. И таким образом возродить семейное чтение. Чтобы после спектаклей ребёнок дома говорил маме с папой: «А давайте я вам почитаю». Чтобы к нашей маленькой сцене подтягивались и другие новгородские актёры, обладающие мастерством художественного слова. Они, к слову, тоже могли бы отправиться в школы.

— Не боитесь, что они разочаруются?

— Скорее, очаруются. Известно выражение, что театр рождается между зрительным залом и сценой, когда переплетаются две энергии. А это, собственно, и происходит на моих уроках.

Фото из личного архива Сергея СЕМЕНЦОВА
и из группы «ВКонтакте» Арт-гостиная «На Дворцовой»