«Живая библиотека» пока не стала для новгородцев бестселлером
Проект отлично вписывается в формат мероприятия, широко известного в весьма узких кругах.
Вроде бы все специализированные сообщества в соцсетях оповестили горожан, что в «Читай-городе» состоится встреча с «живыми книгами», а горожане не понимают, о чём идёт речь.
Больше доверия
Между тем «Живая библиотека» приключается в Великом Новгороде второй год подряд и в течение дня работает примерно так же, как обычная: читатель может прийти, заполнить библиотечную карточку, выбрать себе книгу по душе и читать ее в течение 30 минут. Нюанс в том, что книга в «Живой библиотеке» — человек, представитель нестандартной профессии, социальной группы, в общем, терра инкогнито, относительно которых в обществе существует большое количество мифов.
На полках ЖБ оказалось сразу 10 «книг»: Бизнесвумен, Цыган, Кришнаит, Йог, Многодетная мама, Кинолог, Турист, Автостопщик, Ролевик, Паркурщик. И если стереотипы относительно цыган и кришнаитов воображение подсказывает прямо по ходу чтения списка, то, к примеру, над бизнесвумен, а уж тем более над кинологом приходится потрудиться.
Закрывшись в отдельных кабинетах библиотеки парами или группами, в зависимости от интереса читателей к книге, люди и «книги» общаются на всевозможные темы. Диалог в основном завязывается. Это и понятно: быть «книгой» в ЖБ соглашаются только весьма контактные люди. Таким подчас и вопросы задавать не надо. Сами расспросят, покажут и расскажут.
— И всё же мы предупреждаем наших читателей, что «книги» нужно вернуть ровно в том же психическом и физическом состоянии, в котором они находились перед сеансом чтения, — поясняет один из организаторов акции Елена ТУРКИНА. — Пункт этот в читательском соглашении появился после проведения прошлогодней библиотеки, когда один молодой человек не в меру агрессивно, как нам показалось, хотел пообщаться с танцовщицей «go-go». В итоге, правда, всё обошлось — оба остались довольны. И главный мой собственный стереотип, который был разрушен благодаря «Живой библиотеке», заключается в том, что человеку нельзя доверять. В повседневной жизни мы мало доверяем людям, живущим рядом с нами. Заранее навешиваем на них ярлыки, что-то сочиняем. А на практике оказывается, что всё не так. Поняв это, и читатели, и сами «книги» расходятся очень счастливыми.
Соблюдай дистанцию
— Доверяй, но проверяй, — учит «книга» Цыган, молодой мужчина с весьма привлекательной внешностью и умением держаться на сцене. Цыган Виктор — артист, привык к вниманию, а цыганская кровь, доставшаяся от отца, только добавляет изюминку в сложившийся образ.
— Если на улице к вам пристают цыгане, выдергивают ваш волос, делают ещё что-то возмутительное, не вступайте в диалог, не верьте. Звоните по телефону, грозите вызвать полицию, в общем, держите ухо востро, — предупреждает Виктор, играя улыбкой, и сыплет случаями из жизни.
За своего, к примеру, чудовские диаспоры его не принимают, более того, иногда тоже начинают прессовать на предмет «позолоти ручку», на что и получают отповедь на родном языке. Несколько крепких слов Виктор знает — этого ему вполне хватает для короткого диалога.
Кинологи приходят на серьёзный разговор в полицейской форме и с добродушнейшим лабрадором в ошейнике «Полиция». Увидев «собачку», девочки с визгом просят: «А можно погладить!?». Выдрессированному умняге такое обилие внимания как будто безразлично, а вот воспитательница пса, подумав, выдаёт: «Пока не нужно!», чем сразу создаёт дистанцию. И правильно: полицейский пёс — это прежде всего сложная работа и только потом милая животинка и объект для неистовой любви.
О Маме многодетного семейства проще всего рассказывать цифрами. Слишком много эмоций возникает по ходу предельно откровенного разговора. Всего в семье — семеро детей. Старшему исполнилось 16, младшему — 2,5 года. Шесть мальчиков, из них пара двойняшек, — все абсолютно разные по характеру, непохожие, но безусловно любимые. Одна девочка — принцесса. Поддержка от государства — пособие в размере 1200 рублей на всех плюс к тому 50% оплаты жилья. Да ещё ворчание педагогов музыкальной школы, когда семья задерживает выплаты за обучение самого старшего.
На собеседованиях работодатели растворяются в воздухе как чеширские коты, услышав, сколько детей у женщины с двумя высшими образованиями, пытающейся официально устроиться на работу. В итоге — вертится муж.
— Пару раз в месяц я могу позволить себе выбраться на концерт старшего сына. Театр обожаю, но позволить себе не могу. Бассейн тоже. Зато читаю много, сплю — мало. Ни о чём не жалею, ничего не стала бы менять, — даёт стандартный ответ на стандартный вопрос мама Ольга, но ответ подкрепляет такой лучезарной улыбкой, что верить ей очень хочется.
Книга, я вас знаю
Проект «ЖБ», пришедший к нам из крупных городов, в Новгороде ожидаемо приобрел свои особенности. Представить здесь в качестве живой книги лицо нетрадиционной сексуальной ориентации или, к примеру, употребляющее наркотики — практически невозможно. Свои коррективы вносит и площадка, на которой люди общаются. Библиотека — учреждение для детей и молодёжи, что многое объясняет.
Есть ещё один местный нюанс. Решив познакомиться с Кришнаитом, с досадой вижу за столиком знакомое лицо. То же самое происходит с Йогом — либо «перечитывай», либо следуй на другие книжные полки...
Впрочем, читатели не жалуются. Более того, уверяют, что общение с таким количеством «нетрадиционных людей» за день на одной площадке — редкий шанс, который в жизни практически не встречается, а значит, должен быть использован по максимуму.
— В прошлом году переговорил со всеми — от рассвета и до закрытия, то же самое собираюсь делать и нынче. Диалог складывается. Проблемы возникли только с Футбольными фанатами — мы болеем за разные команды, — признаётся Виктор МИХАЙЛОВ, в проекте — читатель, в жизни — начинающий журналист. — К «Живой библиотеке» у меня только одна, условная претензия: как только душа развернётся и польётся настоящий диалог — время для чтения завершается. Но тут уж душе не прикажешь!
К слову, вариант, завязав знакомство, продолжить его в будущем, тоже срабатывает не всегда. Потому что «живая книга» — как попутчик в плацкартном вагоне, явление временное. Сейчас ты спрашиваешь его, как он умудряется заработать на жизнь, а завтра не замечаешь в автобусе.
* * *
Вся ЖБ укладывается в шесть часов напряжённого чтения. Никто из книг не остаётся без читателей. Более того, диалоги тет-а-тет случаются крайне редко. Чаще книгу читают компанией по 2—4 человека.
И всё же следящие за порядком организаторы библиотеки отмечают, что пока среди читателей всё ещё солидное число составляют журналисты, постоянные посетители «Читай-города», в общем, «друзья друзей».
Так что остаётся гадать, как увлечь чтением большее количество новгородцев и, в преддверии следующей встречи, отвечать на вопросы: лениво ли горожанам, не интересно или попросту не известно?
Впрочем, это уже совсем другая история.
Фото с сайта magazine-fish.ru