Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Наши в «Эрарте»

Несмотря на санкции, зарубежные ценители интересуются российским искусством

С ноября работы новгородского художника-модерниста Александра ОЛИГЕРОВА выставлены в лондонской галерее самого крупного негосударственного музея современного искусства в России «Эрарта».

Что интересно, первым шагом в направлении выставочной площадки в туманном Альбионе послужил персональный вернисаж новгородца в легендарном питерском Арт-центре «Пушкинская, 10», прошедший два года назад. Тогда новгородец показывал работы из нескольких своих проектов. Но центральное место занимали картины, написанные не на холстах, а на обычных картонных коробках. Как говорил тогда директор музея нонконформистского искусства, входящего в Арт-центр, Евгений ОРЛОВ, в поисках новых имён он регулярно ездил в Великий Новгород. Но то, что ему показывали в музее, региональном отделении Союза художников, не впечатляло. Пока он не увидел работы Олигерова. «Сначала решил, что их автор — заезжий мастер. Оказалось, местный. Я считаю, что он ни на кого не похож. Тем и хорош. Это художник редкий для Новгорода.

Мне кажется, он впишется в любое современное пространство. И его непременно надо показывать», — резюмировал Орлов.

К такому выводу пришли и искусствоведы «Эрарты», которые вышли на нашего земляка сразу после персональной выставки на «Пушкинской, 10».

— Переговоры шли долго, — говорит Александр ОЛИГЕРОВ. — Но в итоге они предложили посмотреть мои работы директорам галерей «Эрарты», которые расположены в пяти городах мира — Петербурге, Лондоне, Цюрихе, Нью-Йорке и Гонконге. В результате картины приглянулись директорам в Питере и Лондоне. Я передал свои работы «Эрарте», и уже её сотрудники отослали часть из них в Лондон, чтобы с конца ноября экспонировать их там наряду с другими русскими художниками.

На выставке в Лондоне представлены картины художника сразу из нескольких творческих проектов: «Посвящение ненаписанным стихам», «Красная комната» и «Сад камней». Все они выполнены в стиле леттризма — с использованием нечитаемых текстов.

— Почерк много может рассказать о человеке, его характере, темпераменте. Так, обо мне почерк может рассказать лучше, чем автопортрет. Поэтому вместо развернутой подписи к картине я предпочитаю использовать такой красивый графический элемент, — говорит художник.

Выставка в Лондоне для новгородца — первая. Но, надо думать, не последняя. На днях художник получил письмо от директора лондонской галереи, в котором говорится о возможности проведения персональной выставки Олигерова в галерее «Эрарта» в следующем году.

Будем надеяться, ничего не сорвется. Санкции против российского искусства, конечно, официально не введены, но трудности наши творческие люди испытают. И при организации совместных проектов и продвижении своих работ за рубежом. Коснулось это и Олигерова.

— Один немецкий коллекционер отказался от покупки забронированных на выставке в Германии моих работ и купил в итоге работы немецких художников — так он выразил свой протест «агрессивной русской политике», — сказал Александр Олигеров.

Работы Олигерова выставляются по всему миру. Тогда как в Великом Новгороде — крайне редко. Его «другое искусство» новгородцы воспринимают неоднозначно. Тем не менее в феврале 2015 года в Великом Новгороде можно будет увидеть творчество Олигерова на персональной выставке.