На премьере комедии было не до смеха
Не успела сцена остыть от новой лирической комедии Вильяма Шекспира «Много шума из ничего», и вот снова премьера — «Дамский портной» Жоржа Фейдо…
Ставил пьесу приглашенный режиссер — заслуженный деятель искусств России и Республики Калмыкия Борис МАНДЖИЕВ. Надо заметить, что новгородцы уже имели возможность познакомиться с его творчеством: в 2013 году возглавляемая им труппа Национального драматического театра имени Б. Басангова привезла на фестиваль «Театральное вече» постановку «Кровавый трон». Историческая драма тогда впечатлила зрителей.
Что касается «Портного», то, как сказал Борис Наминович, он знал, что Новгородский драмтеатр находился в поисках комедии, и предложил написанную 150 лет назад пьесу француза Фейдо: «Говорю, есть такая комедия, не очень широко идущая в нашей стране, по всей видимости, была недавно переведена…».
Положение обязывает
По культурным меркам пьеса действительно из новой театральной коллекции: в 2005 году ее поставили Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова, с 2008-го она в репертуаре Московского драматического театра имени А.С. Пушкина. И вот теперь она попала в копилку Новгородского драматического.
После премьеры в Пушкинском обозреватель газеты «Культура» Ирина АЛПАТОВА написала: «…Француз Жорж Фейдо в России слегка известен, но именно это «слегка» не отменяет сюжетной новизны, которая для публики всегда притягательна. Писавший для театров парижских бульваров, он и придерживался традиционных канонов «бульварного» жанра — развлекательной комедии положений с адюльтерами, обманутыми женами и мужьями, всяческой путаницей и непременным хеппи-эндом. Никакой глубины содержания, психологизма и прочих, столь любезных сердцу русского зрителя, вещей здесь искать не стоит по определению. Главное, чтобы было смешно, динамично, темпераментно и легко…».
К сожалению, как нам показалось, в новгородской версии спектакля этого сделать не удалось.
Ненужное на антресолях
Врач и ловелас Мулино решается на интрижку с одной из своих пациенток. Сняв для тайных встреч комнату где-то на антресольном этаже парижского дома, в которой прежде жила портниха, он вынужден назваться швейных дел мастером, чтобы выпутаться из неловких ситуаций. Ведь в комнату к нему наведываются то любовница, то ее муж, а ещё теща Мулино, его приятель и прочие, прочие… В общем, сюжет довольно избитый и часто эксплуатируемый на сцене.
Приблизительно через полчаса после начала спектакля мы начали поглядывать на часы. Да, были отдельные забавные моменты, вызывающие улыбку. Но только отдельные. А хотелось, уж коль пришли на незатейливую пьесу, посмеяться. Если бы ситуацию, описанную в пьесе, довели до гротеска, постановка смотрелась бы уже иначе.
Даже не глядя в программку, можно было догадаться, кто занят в главных ролях. Как и ожидалось, ходока налево играл заслуженный артист РФ Геннадий Алексеев, его тещу — народная артистка РФ Лилия Сергеева. Это давно сыгранный, без преувеличения золотой тандем нашей труппы. Алексеев и Сергеева — признанные комедийные актеры со своей отработанной манерой подачи героев, сценическими приемами, мимикой и движениями. Но в этом, на наш взгляд, их достоинство и недостаток одновременно. Вне зависимости от того, какая идет постановка: «Проделки Ханумы», «За двумя зайцами», «Мужчина по заказу», «Много шума из ничего» или «Дамский портной», кажется, что перед тобой одни и те же персонажи. В комедиях артисты Алексеев и Сергеева предсказуемы. А хочется, чтобы каждый раз удивляли…
Отдых без напряга
«Супружеские обманы, милые измены и необыкновенная лёгкость в мыслях — что ещё нужно для счастья зрителя?» — читаем в аннотации к этому спектаклю. Хотя подобные слова можно с успехом применить и к другим постановкам, идущим на сцене Новгородского театра драмы.
Спектаклей так называемого легкого жанра, стоящих в репертуаре нынешнего театрального сезона театра, мы насчитали целых шесть. Водевили сменяют комедии у нас регулярно. Вот и «Портной» вышёл на сцену меньше чем через месяц после комедии Шекспира «Много шума из ничего». Необыкновенную любовь нашего театра к этому жанру нам объяснить трудно. Но попытаться понять режиссёров и администрацию учреждения культуры, наверное, можно: зритель сегодня в массе своей любит посмеяться и не любит утруждать себя размышлениями о смысле жизни и хлебе насущном.
— Для Новгорода — это великолепный спектакль. Лёгкий, спокойный, — делился впечатлениями в антракте Антон ИВАНОВ. — Ну куда в воскресенье вечером пойти в городе? В кино сейчас ничего интересного нет. А тут комедия. Нам нравится. То что надо перед очередной трудовой неделей. Но если бы в афише значилось что-то серьёзное, вряд ли бы мы пошли. Ведь хочется именно расслабиться, отдохнуть (так и хочется продолжить знаменитым Мироновским: «...еще принять ванну и выпить чашечку кофе»).
К слову, выпить… кофе в театре вполне можно во время антракта. Но наш народ пьёт и ест плюшки, не стесняясь, и во время самого действа. Не успев перекусить в отведенное для этого время, зрители с бумажными стаканчиками бодрящего горячего напитка пробираются сквозь ряды на свои места, а усевшись, начинают усиленно разворачивать шоколадки и чаёвничать-кофейничать. Хорошо, что пиво с попкорном ещё не проносят, как в кино. Но некоторые люди идут дальше, совмещая приятное с полезным: во время спектакля одна дама, сидящая позади нас, весьма старательно... подпиливала свои ноготки. Сосед справа регулярно отправлял sms, а мужчина, сидящий через ряд от нас, откровенно спал. Расслабился, видать, по полной.
Признаемся: было скучно. И не только нам.
— Мы любим комедии, — говорит будущая мама Тамара СИДОРОВА. — Были на спектакле «Много шума из ничего», очень понравилось. И сюда пришли, чтобы посмеяться. Но не получается. Засыпаем, если честно. Сюжет банален и предсказуем. Муж уже даже в телефон поиграть успел.
В общем, спектакль получился из разряда «посмотрел и забыл».
* * *
По словам директора театра драмы Всеволода ЧУБЕНКО, афишу формирует зритель. «Конечно, на поводу у него (зрителя. — Ред.) мы не можем идти, говорил Чубенко в своём интервью «НВ», но слышать, что ему интересно, мы обязаны».
Да, народ сегодня просит зрелищ. Ярких и смешных. Как показывает практика, не так уж и просто найти действительно интересную пьесу лёгкого жанра, а сделать из неё запоминающийся проект — и вовсе получается далеко не всегда.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА
Сергей ГРИДНЕВ (фото)