Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Ближе, чем мужчина с женщиной

Кадр из фильма Ксавье Долана «Мамочка»

В Великом Новгороде покажут «Мамочку» Ксавье Долана

Премьера фильма, чей рейтинг ожиданий на кинопоиске стремится к 100%, в России состоялась в ноябре.

Кинотеатры Великого Новгорода, разумеется, не включили арт-хаусную «Мамочку» в свою киноафишу. Единственный просмотр для новгородцев в формате «Закрытый показ» организует Бюро приключений «53 тура», не в первый раз потчующее горожан нетривиальными киноновинками. «Мамочка» будет показана сегодня, 10 декабря, в кинотеатре «Новгород».

Итак, с чем же мы имеем дело?

По мнению критиков, неприлично молодой, по режиссёрским меркам, канадец Ксавье Долан — тот редкий случай, когда вундеркинд не уходит в себя в переходном возрасте, а благополучно становится уникальным художником. Сценарий триумфально дебютировавшего «Я убил свою маму» Ксавье Долан написал в 17 лет, в 19 уже снимал свой первый фильм, в 20 стал обладателем трех наград каннского «Двухнедельника режиссеров». Попробовав себя в различных киноипостасях, нынче Долан снова вернулся к теме взаимоотношений матери и сына.

И Маму, и Мамочку играет одна и та же актриса — Анн Дорваль. В основе сюжета обеих картин — клубок из любви и ненависти в отношениях мамы и сына. В первом фильме мать не может смириться с неправильной ориентацией ее сына — тема весьма актуальная, если не сказать, модная. Во втором — вульгарная молодящаяся мамаша пытается усмирить внезапные и неуправляемые вспышки агрессии своего чада с помощью странноватой соседки.

Действие «Мамочки» разворачивается в приближённом будущем — потому что в Канаде принят некий закон С14, разрешающий родителям по собственному желанию сдавать детей с отклонениями в психбольницу. Этот нюанс позволяет режиссёру превратить семейный конфликт в настоящую антиутопию и до предела обострить, в общем-то, распространённую напряжённость в общении отцов и детей.

В чём же фишка? Скорее всего, в искренности режиссёра. Не будучи психологом, можно с уверенностью предположить, что с помощью кино талантливый молодой человек изживает и собственные комплексы юности. Благодаря наработанным приёмам Ксавье Долан практически топит своего зрителя во взаимоотношениях, замешанных на нежности, нетерпимости, кротости, непонимании, сочувствии и усилиях достучаться друг до друга.

Критики заранее обещают: никакого излишнего эпатажа не будет. И всё же наблюдение за отношениями двух близких людей измочалят зрителя до предела.

Не обойдётся и без хипстерских уловок: кино снято в вертикальном формате 1:1, что делает его похожим на всеми любимый инстаграм. Эффект неоднозначен. С одной стороны, человек, идущий в кинотеатр, за свои деньги хочет получить нормальный экран и не ломать глаза о неудобную картинку. С другой — именно этому формату фильм обязан мощными эмоциональными прорывами. Когда в моменты абсолютного счастья — реального или воображаемого — экран распахивается во всю ширь, зритель чувствует себя как заключенный, вырвавшийся из душной камеры и вдохнувший полной грудью.

Несмотря на возраст автора, фильмы 25-летнего Долана — глубокое и честное кино о самом себе, о своих фобиях, психоаналитическом постижении собственного сознания. Тот, кому интересны подобные фильмы, от «Мамочки» получит удовольствие.