Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Лики нашей эпохи

«Портрет — жанр исторический. По нему судят о целых поколениях»

Народный художник СССР Александр ШИЛОВ представил в Новгороде первую персональную выставку

Александр Максович — персона довольно известная. И даже те, кто к искусству большого отношения не имеет, фамилию Шилов слышали неоднократно. Шилов — признанный портретист.

— Портрет — жанр исторический, по нему судят о целых поколениях. Это история в лицах, — говорит художник о своём творчестве.

Одни Шилова называют «живым классиком». Другие критично оценивают его работы, именуя, например, «умелым продюсером, начавшим карьеру с написания портрета Брежнева с лампасами». При этом с 1997 года в Москве действует Государственная картинная галерея его имени, где представлены сотни работ художника, переданных в дар государству. И выставки Шилова проходят с большим успехом.

В Великий Новгород Александр Шилов привёз проект «Они сражались за Родину!», включающий десятки портретов участников Великой Отечественной войны. Эта тематическая передвижная выставка побывала уже не в одном городе-герое и боевой славы нашей страны.

В выставочных залах Музея изобразительных искусств в день открытия было не протолкнуться. Под мелодии военных песен, что играл известный новгородский гармонист Иван Коржуев, зритель не спеша перетекал из одного зала в другой. Среди посетителей было немало пенсионеров, служивых людей, первых лиц области.

— Мне бы очень хотелось, чтобы эту выставку посмотрели ветераны, — признался художник. — Это дань их подвигу, жизни.

Интересно, что каждый герой вписан в свой, особый интерьер. Например, безногий солдат Шорин сидит у входа в подъезд. Как пояснил художник, это укор властям, не оказавшим ветерану должного внимания:

— Он жил на пятом этаже, без лифта, и ежедневно спускался и поднимался только силой своих рук.

Одними из первых выставку посетили глава региона Сергей Митин,  председатель областной Думы Елена Писарева и другие представители администрацииКартины Шилова полны деталей. В этом и плюс, и минус. Перед вами портрет, но помимо главного героя внимание зрителя то и дело переходит на окружающие его детали: будь то рекламы современных платёжных систем, «украшающие» двери гостиницы, или детально прописанный интерьер комнаты, в которой на кресле сидит портретируемый. Видно, что фактура для художника важна не менее героя. Да и сам художник, едва появившись в зале, сразу обратил на себя внимание. И причёской, и модным костюмом, который дополняли разноцветный галстук и такой же яркий платок в верхнем кармане пиджака.

— У каждого художника есть свои предпочтения. У Шилова — это любование материалом. Это видно по тому, как он передаёт на картинах меха, кожу, цветы, обои. Всё предельно материально, — говорит председатель Новгородского отделения Союза художников России Булат ЯМАНОВ. — За это, собственно, его в основном и критикуют. Мол, нельзя так дотошно подходить к деталям, пропадает ощущение личного отношения автора к тому, что он изображает. Но он создаёт композиционный строй. В целом, конечно, то, что мы видим, — это классическая живопись.

Но при этом сказать, что портреты руки Шилова фотографичны, нельзя. Он работает исключительно с натуры. Правда, как сам признаётся, заостряет некоторые характерные черты портретируемых. Отсюда избыточное количество морщин или чересчур залихватски закрученные усы и богатые бороды.

Шилов — приверженец реалистической школы. Не признает инсталляции и прочие штучки современного искусства.

— Нет такого понятия современное или несовременное искусство. Искусство либо есть, либо нет, — говорит художник. — Искусство, будь то картина или музыка, должно вести человека к светлому. Оно должно говорить правду жизни, но художественным языком. Великое искусство понятно всем. Здесь не нужна помощь искусствоведа, чтобы он вам объяснял, что значит тот или иной плевок.

Лики нашей эпохиМнение эксперта
Татьяна ВОЛОДИНА, ведущий научный сотрудник НГОМЗ:

— Шилов — великий труженик. Мы видим, что человек работает, не снимает сливки с чего-то несущественного. Он человек творческий, очень одаренный. Своеобразный, конечно. Принимать его или не принимать — дело десятое. Но однозначно перед нами — полноценные художественные вещи.

Серия «Они сражались за Родину!», без сомнения, очень интересная. К этим работам нужно подходить без всяких предубеждений. Они разные. Есть те, которые сразу подкупают своей силой. Есть такие, что могут показаться избыточно реалистичными. Но когда ты долго смотришь на эти картины, понимаешь, что и так может быть.

На портретах одинаково хорошо прописаны как лицо, так и предметы интерьера. Это его стиль. Порой, конечно, деталей с переизбытком. Но это не свидетельствует о его плохом стиле или вкусе. Он так чувствует. Богатый антураж — радость для художника.

Шилов может противостоять наплыву модернистских вещей. Хотя я не согласна, что среди «измов» нет ничего хорошего. Это точка зрения художника, который так ощущает свою миссию, движение, которое он выбрал.

Фото Владимира МАЛЫГИНА

Лики нашей эпохи