Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

На пользу хотящим

«Рай мысленный». Типография Иверского монастыря (1658 г.)

Фонды музея-заповедника пополнились 78 экземплярами рукописных и старопечатных книг

В своё время библиотека Софийского собора, размещавшаяся на втором этаже храма, была одной из самых богатых на Руси.

Здесь хранились летописи, богослужебные книги, сборники законов. Было, например, Остромирово Евангелие (1056–1057) — самая древняя русская книга с точной датой написания, Кормчая (1280), включающая текст с вопрошанием Кирика Новгородца, известного мыслителя и математика.

Сегодня в фондах рукописных и старопечатных книг НГОМЗ можно найти лишь несколько книг с пометкой, что они принадлежали библиотеке Софии. Почти всё сохранившееся древнее рукописное и первопечатное книжное наследие Софии новгородской было вывезено в разные времена истории из Новгорода в обе российские столицы или оккупантами за границы России. Одна из потерь произошла в 1859 году, когда наиболее ценная часть коллекции (1500 книг) была передана в Санкт-Петербургскую духовную академию. Сегодня это собрание хранится в Российской национальной библиотеке (РНБ). А после того, как из города фашистами был вывезен книжный фонд, состоявший из 34 тысяч редких книг, Новгород лишился даже тех крох, которые еще оставались в хранилищах музея.

— Поэтому, конечно, мы стараемся по мере возможностей приобретать древние книги, — говорит хранитель рукописных и старопечатных книг НГОМЗ Любовь ЕРЫШЕВА. — Но сделать это очень трудно, потому что рукописная и печатная кириллическая книга русского Средневековья очень давно привлекла внимание исследователей и хранителей этой книги, как крупных государственных книгохранилищ, так и частных коллекционеров. Музей различными путями добывает книжные памятники, приобретая в антикварных магазинах, у частных коллекционеров.

Так, в личной библиотеке одного московского коллекционера, насчитывающей около двух тысяч книжных раритетов, и оказалось возможным отобрать интересующие музей экземпляры — 78 рукописных и старопечатных книг. С Новгородским музеем-заповедником москвич сотрудничает на протяжении многих лет. Но такое значительное приобретение было у него сделано впервые. Да и без помощи Министерства культуры, которое, собственно, и выделило деньги, музей-заповедник «проект» не осилил бы. Стоимость покупки — около 15 млн. рублей.

— Важно, что мы сами отбирали книги, которые нас интересуют, — подчеркнула Любовь Ивановна. — Это в первую очередь имеющие прямое отношение к Новгороду. Среди них особое место занимает Евангелие с пометой одного из древнейших новгородских монастырей — Перынского Рождества Богородицы; книга Пролог на сентябрь — февраль московской печати, принадлежавшая патриарху Никону, который с 1649 по 1652 годы был митрополитом Новгородским. Уезжая на патриаршество в Москву, он вывез некоторые софийские книги, передав их в основанные им монастыри. В частности, в нашей коллекции есть рукописная Минея на сентябрь, вложенная Никоном в Иверский монастырь. Приобретенный же сейчас полугодовой пролог 1642 года — с пометой о передаче книги в основанный Никоном под Москвой Ново-Иерусалимский монастырь.

Пространная надпись о вкладе патриарха, как водилось, располагается по одному слову на нескольких листах Пролога.

28 из 78 книг — рукописные. Среди них — сборник «Измарагд» (в переводе с греческого — «изумруд») XVII века. Как изумруд сверкает гранями, так и в сборник писец собирал самые боговдохновенные тексты, очищающие и возвышающие душу читателя.

— Интересна книга тем, что писец здесь оставил свой автограф, если можно так сказать. Это встречается крайне редко: чаще русские писцы, как и иконописцы, работали анонимно, разумея, что их духовный подвиг должен был быть известен одному Богу, — поясняет Любовь Ерышева. — Стоит подчеркнуть, что этот сборник содержит тексты разного характера. Это книга для чтения. Для исследователя средневековой кириллической книги интересен не только её текст, но и палеографические и кодикологические качества, то есть почерк писца, чернила, киноварь, пометы читателей и владельцев. Текст написан очень красивым полууставом. Очевидно, что книгу создавал профессиональный писец. А если посмотреть книжные листы на просвет, то без труда можно увидеть водяные знаки — филиграни, по ним рукопись можно датировать с точностью до десятилетия.

Среди приобретений есть и книги, изготовленные на печатном станке, относящиеся к ранней поре книгопечатания. Это Псалтырь (1590), Евангелие (1594), Триодь цветная (1609). Долгое время музей искал два издания, напечатанные в типографии новгородского Иверского монастыря в 1658-м и в 1661 годах, — «Рай мысленный» и «Брашно духовное». Здесь надо пояснить, что типография в Иверский монастырь была перевезена в 1655 году по указу патриарха Никона из белорусского Богоявленского Кутеинского монастыря и на тот момент была единственной на северо-востоке Руси. На Валдае было напечатано три книги, в том числе и упомянутые выше.

— «Рай мысленный» рассказывает об Иверском монастыре и чудесах Иакова Боровицкого. На протяжении почти двух десятков лет я пыталась найти эту книгу, — говорит Любовь Ерышева. — Московский коллекционер как-то предложил нам издание, где сохранилось около половины листов книги, но я надеялась найти более полный экземпляр «Рая мысленного». И повезло! В нашем экземпляре недостает лишь одного листа.

Признаться честно, брать эти книги в руки страшно. Кажется, они того и гляди развалятся на отдельные страницы. Издания давно пожелтели, в некоторых местах истёрлись, переплёты за много веков не раз менялись.

— Безусловно, книги, прожившие не одно столетие, требуют серьёзной реставрации, — соглашается хранитель. — На данный момент все они прошли обработку специальными реагентами, чтобы при поступлении на хранение не заразили всю коллекцию. Кроме того, реставраторы почистили книги от пыли и грязи. Но более детальная работа над ними ещё предстоит.

Однако не стоит думать, что эти древности навсегда будут заперты в фондах. Уникальные книги представят общественности на традиционной выставке, посвященной новым поступлениям в музей-заповедник.

Фото Владимира БОГДАНОВА