или Эти «Две женщины», похоже, пройдут мимо
На фоне шумихи по поводу предстоящей голливудской кинопремьеры о странностях любви «Пятьдесят оттенков серого» российский фильм о чувствах и отношениях «Две женщины» остался почти незамеченным.
То, что прокат очередной ленты отечественного производства прошел тихо и без особой рекламы, не удивляет — к такой подаче мы давно уже привыкли. Удивляет другое: картина настолько выбивается из всего того ряда посредственных, а порой и откровенно пошлых работ современных российских режиссеров, что на ней хочется остановиться подробнее…
Глаголева и Тургенев
«Две женщины» — это экранизация пьесы Ивана Тургенева «Месяц в деревне», написанной в 1850 году. Взяться за классику рискнула известная актриса и режиссер Вера Глаголева. Действие происходит в 40-х годах XIX века в усадьбе богатого помещика Аркадия Ислаева (Александр Балуев). На лето для его сына — десятилетнего Коли — наняли нового учителя Алексея Беляева (Никита Волков). Мальчик в полном восторге от своего воспитателя. Но душой и сердцем привязалась к молодому человеку и юная Верочка (Анна Леванова), воспитанница Ислаевых. А также Колина мать, Наталья Петровна (Анна Астраханцева).
Изменения в поведении Натальи Петровны не остались незамеченными ее давним воздыхателем — другом семьи Михаилом Ракитиным (Рэйф Файнс). Сам же виновник образовавшегося любовного четырехугольника поначалу не выказывал особого расположения ни к Верочке, ни к Ислаевой. Между тем две женщины, ставшие соперницами, испытывая то ревность, то угрызения совести, начали вести борьбу за Алексея Николаевича…
Надо отдать должное Глаголевой: ей удалось собрать международную команду и сделать совместный российско-латышско-франко-британский проект, заполучив актеров мировой величины, а еще — мэтра операторской работы Гинтса Берзиньша из Литвы.
Подготовительный период занял два года. Сами же съемки прошли минувшим летом в селе Новоспасском Смоленской области — в музее-усадьбе композитора Михаила Глинки.
Всё крупным планом
Я удивлялась почти все два часа фильма: неужели и сегодня у кого-то достаточно мастерства, чтобы снимать в лучших традициях советского кино! Глаголевой это удалось. Никаких спецэффектов, нынешних словечек и манерности, переписывания — вокруг да около — авторского текста, так что от конечного экранного варианта волосы дыбом встают. Полное соответствие эпохе и Тургеневу. Возможно, «Месяц в деревне» читали немногие, но вспомните «Асю», «Первую любовь», и, в общем-то, станет понятен посыл экранизированной пьесы.
В ленте много крупных планов. Причем оператор специально подолгу задерживается на объектах. Позволить так себя вести камере может только тот режиссер, что уверен в своих актерах. То, что известный, попробовавший себя в разных характерных ролях Александр Балуев или англичанин Рэйф Файнс (премия «Оскар» за фильмы «Список Шиндлера» и «Английский пациент») не сфальшивят, было понятно с самого начала. Но ведь и молодежь не подвела. Артисты-дебютанты с честью выдержали экзамен: очень непосредственной, милой, торжествующей и отчаянной была Анна Леванова, дерзким и застенчивым одновременно, как и полагается молодому человеку, сердце которого еще не обожгло сильное чувство, — Никита Волков.
В одном из интервью Вера Глаголева по поводу своих «Двух женщин» сказала: «Эта пьеса ставилась и снималась уже столько раз и на стольких языках, что очевидно: она интернациональна. Мне хочется, чтобы в героях нашего фильма сегодняшние зрители узнавали самих себя, хотя бы и в одеждах девятнадцатого века. Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные проблемы остались теми же. Кому адресована эта история? Любому, кто ищет искренности в современном мире, кто не потерял способности слышать сердцем, кто не боится любить».
Это режиссерское высказывание я вспомнила, наблюдая за поведением 29-летней красивой, ухоженной, не обремененной никакими заботами помещицы Ислаевой. Она и юношей-то увлеклась оттого, что заняться нечем было. Пока смотрела фильм, поймала себя на мысли: если Наталье Петровне в руки дать породистую собачонку и даже в платье XIX столетия (не коктейльное, конечно, но — в пол) перенести в один из звездных клубов современной Москвы, она придется там ко двору. У наших гламурных красавиц те же разговоры и проблемы, что и у нее...
Говори мне о любви
Вера Витальевна Глаголева — человек смелый. И решительный. И вообще, и во всех частностях. Четыре года она вынашивала идею картины по знаменитой пьесе Тургенева! Она искала деньги, она доказывала, она знакомилась со знаменитым Рэйфом Файнсом, потому что без него не представляла своей работы.
За эти годы чего только не происходило в нашей вечно меняющейся стране и вокруг! Менялись вкусы, менялись моды... Веру все это не волновало: она была одержима идеей.
Повторю: четыре года! Работала над сценарием, когда еще не было денег. Договаривалась с Файнсом, когда денег было мало. Нашла усадьбу, где должна сниматься картина, когда съемки многим казались мечтой.
Вера Глаголева вообще никогда просто так кино не снимает. Знаете, как оно бывает: предложили — сняла? Тут нет. Тут каждый фильм — высказывание.
Не потеряли ли мы умение вглядываться в красивые лица людей и познавать самое важное в человеке?
Последний (впрочем, теперь уже предпоследний) фильм Глаголевой «Одна война» доказал, что знаменитая актриса — серьезный и интересный режиссер из той редкой породы мастеров экрана, которые хотят в своих картинах разговаривать только и сугубо про главное в жизни.
И вот — Тургенев...
Я смотрю эту очень красивую картину, в которой прекрасны лица актеров и восхитительны пейзажи, и думаю вот о чем: «Когда и почему мы решили, что разговоры о политике — это важно, а разговоры о любви — то, что от важного отвлекает?».
Ведь прежде чем человек начнет заниматься всякими «судьбоносными» делами, он должен родиться, а это чаще всего происходит в результате любви.
И вот еще что. Я давно заметил: любовь — это такое зеркало, которое отражает человека очень истинно. Скажи мне, как ты умеешь любить, и я скажу тебе, кто ты. Причем любовь — это, если можно так сказать, очень свободное зеркало, как бы ни приукрашивал ты себя, как бы ни старался зеркало осветить покрасивше, оно все равно отражает суть твою.
В замедленном темпе
Признаться честно, ничего особо плохого сказать про фильм я не могу. Хотя, бесспорно, можно придраться к излишней неспешности повествования, «злоупотреблению» живописными пейзажами русских просторов, которые то и дело появляются в кадре, разбивая и без того не слишком эмоциональные диалоги главных героев или их душевные терзания, выражающиеся в томных взглядах, опускании ресниц и поворотах головы. И лишь потому придраться, что вся эта медлительность слишком непривычна для глаза современного зрителя. Так и хочется прокрутить плёнку быстрее вперёд.
Друг семьи Ракитин любил Наталью Петровну, но чувства его были чисто платоническими. Его молчание и тёплые взгляды, брошенные в сторону хозяйки дома, говорят больше всяких самых пылких признаний. Всё это прекрасно передал на экране заморский гость — Рэйф Файнс. Правда, на мой взгляд, это многозначительное молчание и грустные глаза влюбленного мужчины слишком часто появлялись в кадре. Эти моменты я бы подсократила, а то порой это начинало уже слегка раздражать. И так ясно, что мужчина страдает от неразделенной любви.
При этом стоит отметить, что сама пьеса Тургенева «Месяц в деревне» — сочинение довольно внушительное, рассчитанное на четыре часа сцены. Вот где душевные метания героев представлены во всей красе. Так что текст для киноверсии, естественно, был урезан. «Когда я увидела воспоминания Станиславского, где он пишет: «Какая длинная пьеса, ее надо срочно сокращать. И я ее сокращаю», то подумала: значит, и мы можем, — призналась в одном из интервью Вера Глаголева.
Российские премьеры прошли. Критики единодушно хвалят ленту, что редкость в наше время. И действительно, от просмотра фильма остаются тёплые чувства. Но на фоне раскрученных блокбастеров и нескончаемых комедий в репертуарном плане кинотеатров картина Глаголевой выглядит белой вороной.
Классику нынче не очень жалуют. Представители киноиндустрии — прежде всего. Как отмечала сама режиссёр, ей не раз говорили, что на такое кино зритель не пойдёт. Получить финансирование на картину не выходило несколько лет. Но даже когда все проблемы были преодолены, должной раскрутки лента не получила — рекламных роликов «Двух женщин» лично я что-то не припомню. Так что неудивительно, что зритель прошествовал мимо экранизации. Новгородцев, пришедших в Киноцентр, можно было пересчитать по пальцам.
Думается, имей фильм должную поддержку, интерес к нему был бы намного выше. Особенно у людей среднего и старшего возраста, выросших в советские времена, когда классику экранизировали часто и с большим успехом.
* * *
В общем, фильм стоит посмотреть. Будем надеяться, что в скором времени ленту покажут на телеэкранах. И еще. «Две женщины» — редчайший случай, когда после просмотра хочется обратиться к пьесе.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА,
Людмила ДАНИЛКИНА,
Андрей МАКСИМОВ