Вторник, 06 августа 2024

Редакция

Женские лики войны

Про «Батальонъ» Марии Бочкарёвой

20 февраля, аккурат перед Днем защитника Отечества, на экраны российских кинотеатров выходит фильм «Батальонъ». Правда, картина о защитницах — женском отряде, созданном в Петрограде в 1917 году.

…После нескольких лет сражений на фронте царит разброд и разложение, русская армия деморализована. В этих условиях Временное правительство принимает решение о создании женского «батальона смерти» под командованием кавалера Георгиевского ордена Марии Бочкаревой (Мария Аронова). Девушки, которые изначально были восприняты в армии в штыки, становятся примером мужества и патриотизма.

Автор идеи, генеральный продюсер и соавтор сценария фильма Игорь Угольников: «Безусловно, Вторая мировая — это неоконченная Первая. К этому выводу я пришел еще во время съемок фильма «Брестская крепость». Но если события Второй мировой были неоднократно экранизированы, то Первая мировая для трех поколений стала закрытой и забытой войной».

В отряд в первую очередь зачисляли женщин-военнослужащих из действующих частей. Затем уже брали дам из гражданского общества — дворянок, учительниц, курсисток, работниц, а также казачек и солдаток.

Сотни женщин шли записываться в отряд к Марии, но больше половины она отсеяла. В батальоне Бочкарева установила жесткую дисциплину: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера, солдатская еда. Подготовка шла не в тылу, а на фронте, а это значит, женщинам приходилось воевать наравне с мужчинами. И даже быть лучше их…

По словам режиссера Дмитрия Месхиева, большая часть натурных съёмок прошла в Псковской области: «Там было выстроено почти полтора километра окопов: каждый окоп — точная копия реального, все воспроизведено по архивным фотографиям и фортификационным чертежам времен Первой мировой. Немецкие окопы сделаны отчасти из бетона, отчасти — из ивовых ветвей, перед ними натянуты рыболовные сети, чтобы враг не прошел. Кстати, немцы свои окопы изнутри оклеивали обоями, у них был даже водопровод. Есть архивные фотографии тропинок в окружающем лесу, которые немцы украсили указателями с именами Ницше, Шиллера, Гёте. Русские окопы сильно отличались от немецких, наши солдаты привыкли воевать без комфорта».

В качестве реквизита в картине было задействовано множество разного оружия, в том числе так называемые газометы, сконструированные специально для «Батальона». Большинство используемой техники — от автомобилей до машинок для стрижки волос — столетней давности.

Создатели картины отмечают, что для них в процессе работы было очень важно показать тот психологический перелом, который пережили героини. У каждой из них — у дворянок, крестьянок, солдатских жен — свои история и причины воевать. Как отметила исполнительница главной роли Мария Аронова, ее героиня ушла на войну из-за полного отсутствия женского и материнского счастья:

— У кого-то из этого батальона погиб муж, кто-то разочаровался в своей жизни, кто-то был напуган. В основном это женщины, которым нечего было терять…

Дмитрий Месхиев: «Вообще, это ода русской женщине. Могу сказать, что мое отношение к ее возможностям и силе за эту картину изменилось коренным образом. Банальную фразу о том, что мужики значительно слабее женщин, я теперь считаю не банальной, а абсолютно правильной. То, что выдерживали у нас женщины на съемочной площадке, даже массовка, это нечто. Но это все видно будет в кино».