Понедельник, 06 января 2025

Редакция

Голые и смешные

Дакота Джонсон по фильму запомнилась длиной ног и юбок

Вышла в прокат экранизация бестселлера «50 оттенков серого»

…Фильм закончился. По экрану поползли заключительные титры.

— Ну, наконец-то! — не выдержал какой-то мужчина в зале Киноцентра.

Кто-то рассмеялся, кто-то поаплодировал бедняге, вынужденному, скорее всего, сопровождать свою вторую половину на показе фильма «50 оттенков серого». Не секрет ведь, что книга, по которой его снимали, да и само кино рассчитаны в первую очередь на женщин.

Сказка для взрослых
Все началось в 2011 году, когда на прилавках книжных магазинов впервые появилось творение некой Э.-Л. Джеймс. Скрывавшаяся под этим псевдонимом домохозяйка из Лондона Эрика Леонард, которой тогда было 48 лет, поведала публике очередную историю современной Золушки, дополненную пикантными подробностями.

По сюжету Анастейша Стил берется делать интервью для студенческой газеты. Ее собеседником становится молодой миллиардер Кристиан Грей (grey по-английски «серый»). Дальше действие развивается по классическим канонам любовного романа: героев тянет друг к другу, Грей дарит девушке машину и катает на вертолете. Чтобы разбавить идиллию хотя бы подобием конфликта, писательница добавила к биографии героя одну деталь.

Он — приверженец сексуальных практик, для обозначения которых используется термин БДСМ. В его доме, как у Синей Бороды, есть тайная комната, вот только он прячет там не тела убитых жен, а плети, наручники и прочие приспособления, с которыми вскоре предстоит познакомиться Анастейше, а заодно и читателям, — сцен секса в книге более чем...

Вот, в общем-то, и вся история. О ее литературной ценности говорить не приходится. Приведу лишь цитату с первой же страницы:

«Из зеркала на меня смотрит бледная девушка с темно-русыми волосами и голубыми глазами, которые слишком велики для ее лица. Единственный вариант — стянуть все в конский хвост на затылке: так хоть вид будет приличный».

Сама ли писательница решила, что собранные в хвост глаза — это подобающий девушке вид, или ей помогли переводчики, книгу это в любом случае не красит.

Доверяй и подчиняйся
Впрочем, кино мало отличается от первоисточника. Создатели экранизации подошли к делу с ученической старательностью, не меняя ни диалоги, ни последовательность сцен. Возможно, читатели уже недоумевают: к чему так подробно писать о второсортной эротике? Дело в неслыханной популярности как книг, так и фильма.

К июлю 2012 года в мире было продано более 20 млн. экземпляров романа. Фильм в первый же день проката посмотрели 615 тыс. российских зрителей. Он собрал 157 млн. рублей, а это четвертый по значимости результат за всю историю кинопремьер в стране.

Новгородцы лентой тоже заинтересовались: и в день премьеры, и в первые выходные проката в кинотеатрах не было свободных мест. Причем внутрь пускали и подростков, которым вообще-то по возрасту не полагалось видеть зрелище с индексом 18+.

Но с ними-то все понятно: запретный плод сладок. Сложнее разобраться, чем привлек фильм взрослых зрителей.

Психологи, сексологи, литературоведы и кинокритики со всего мира до сих пор ломают головы над этой загадкой. На страницах «АиФ» свою точку зрения озвучила руководитель московского Центра психологического консультирования «СоДействие» Анна Хныкина.

«Люди, не имеющие отношения к БДСМ, очень слабо представляют себе этот мир… А это, надо сказать, целая культура. И она довольно высокоразвитая. БДСМ — это в первую очередь правила. Это свод нерушимых ни при каких обстоятельствах порядков и запретов. «Доминант», согласно этике БДСМ, — тот, кто всецело и полностью принимает на себя ответственность за жизнь и благополучие зависимого от него «Подчиненного». При этом обязательным условием являются соблюдение безопасности, добровольное согласие и разумность. То есть фактически никакого насилия люди этой культуры не практикуют. Здесь на физическом уровне реализуются запросы людей в области власти и контроля. Не этого ли на инстинктивном уровне хотят «простые женщины» от «обычного мужчины»? Думаю, именно по этой причине книга так популярна у женщин», — говорит психолог.

Мне даже обидно за нас, женщин. Не хочется верить, будто мы настолько примитивны и хотим лишь того, чтобы явился мужчина, способный избавить нас от необходимости принимать решения. Но популярность фильма все-таки подтверждает мнение психолога.

50 оттенков скуки
Разбирать его с точки зрения художественной ценности — занятие бессмысленное. Формат рецензии требует сказать хотя бы немного, но сложно описать ленту, в которой за два часа экранного времени не происходит ровным счетом ничего.

Герои знакомятся, ходят на свидания, занимаются сексом, а зрители мучительно пытаются разглядеть за этими телодвижениями хоть какой-то смысл. Откровенные сцены могли бы стать изюминкой фильма, но не стали. В страсть персонажей не верится.

Казалось бы, Эдриан Лейн давно снял свои «9 с половиной недель», а Стивен Шейнберг — «Секретаршу», которая, кстати, тоже затрагивает тему БДСМ: бери и учись, как надо! Но у создателей «50 оттенков серого» не получилось. Возможно, ответственность за это лежит не только на режиссере, не сумевшем «выстроить» картинку, но и на исполнителях главных ролей.

Замечу, все более или менее известные актеры, которым предлагали принять участие в проекте, отказались иметь с ним дело, так что роли достались новичкам — Дакоте Джонсон и Джейми Дорнану. Да, они старались, но задача стояла такая, что легко ввела бы в ступор и более маститых актеров: «вытянуть» бездарный сценарий. Редко у кого получается сделать так, чтобы фильм получился лучше книги, по которой снят. В случае с «50 оттенками серого» этого тоже не вышло. Похвалить я могу лишь пейзажи Сиэтла и бодрый саундтрек.

Главная беда фильма, на мой взгляд, в том, что он убийственно серьезен. Добавь чуть больше непринужденности в пафосные диалоги персонажей, чуть больше легкости и самоиронии — возможно, вышло бы лучше, и зрители смеялись бы вместе с героями, а не над ними.

Да, в некоторых моментах, явно задуманных как трагические, по кинозалу прокатывался смех. Меня, скажу честно, это радует. Все-таки на откровенную халтуру наши зрители не ведутся.

Фото из архива «НВ»