Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Я сказал: «Здравствуй, Долли!»*

Чтобы зритель пошёл в кино, его нужно заинтриговать

Продюсер, режиссер и соавтор сценария Алексей Пиманов назвал свою новую ленту «Овечка Долли была злая и рано умерла».

Согласитесь, длинная фраза, на первый взгляд, кажется бессмыслицей. Я «споткнулась» об нее, проходя мимо афиши. Признаюсь, в кино не пошла б, если бы не интересный рассказ режиссера в одном из последних выпусков телепрограммы «Человек и закон», ведущим которой Пиманов является.

Нет, в его третьей по счету полнометражной ленте нет ничего криминального (Пиманов просто служебным положением пользуется, завлекая народ). Картина про человеческие отношения, которые остаются величиной постоянной, даже когда меняются пространство и время…

Живет в современной Москве обычная семья: отец, мать и сын-студент. Отпрыск Никита (Данила Шевченко) — пятикурсник знаменитого МИФИ, талантливый малый, свободное время проводит с товарищем в экспериментальной лаборатории, делая опыты по перемещению мышей на различные расстояния. Его родители — в прошлом выпускники этого же вуза, трудятся по специальности.

Сын любит своих предков, но не понимает и не принимает их размеренный образ жизни, их увлечения походами с палатками и песнями под гитару, отсутствие у них профессиональных амбиций, стремления прославиться и много зарабатывать. Он так и говорит отцу, что сегодня другое время, в котором кто упускает свой шанс, тот лузер. «По-твоему, я тоже лузер?» — спрашивает у него отец. Никита молчит.

После ссоры с родителями, молодой человек идет в лабораторию, где на антресолях среди всяких разных коробок со старыми деталями находит преобразователь, переделывает его схему, присоединяет к своему прибору перемещения тел и включает… Приходит в себя Никита в здании МИФИ, только образца 80-х прошлого века. Он не сразу понимает, что что-то не так: нет сигнала мобильника, ну так ведь бывает иногда. И только когда его не пускают на порог квартиры дед и бабушка — только молодые еще, а его мама предстает перед ним ровесницей, до него доходит, что он переместился.

Дальше Никита называется студентом из Гомеля, который перевелся в Москву и которого в МИФИ ждут, но который еще не приехал. Его зачисляют в группу, где учатся его будущие родители и их друзья. Он проводит время с молодежью 80-х, не чувствуя никакой разницы между собой — выходцем из XXI столетия — и ребятами из такого далекого прошлого. Никита знакомится с девушкой Машей (Юлия Савичева), которая, как и он, увлечена темой перемещения в пространстве и времени. От нее узнает об эффекте Веллера — быстром старении телепортированных. Начинает испытывать его действие на себе. Пытается попасть назад в свое время...

Нетрудно догадаться, что все заканчивается хорошо…

В мировом кинематографе — масса примеров о путешествующих во времени. Этим нас не удивишь. Вот и кинокритики уже окрестили картину ударным коктейлем, сделанным из фильмов «Иван Васильевич меняет профессию», «Пятый элемент», «Хроники Нарнии», «Франкенштейн» и «Литтл Стюарт». А обозреватель Film.ru Борис Иванов считает, что режиссер «Долли» создал клон-копию «Назад в будущее» Роберта Земекиса: «Овечка Долли» — копия вольная и идейно противоположная. Если Роберт Земекис в своем фантастическом шедевре намекал, что взрослым есть чему поучиться у детей, то Никиту судьба забрасывает в прошлое, чтобы он понял, что его отец — мировой мужик, и чтобы он осознал, какой крепкой и веселой была дружба во времена, когда молодые люди не жили в компьютерах и сотовых телефонах».

Что удалось съемочной группе? Воссоздать атмосферу Москвы 80-х с ее улочками, старыми автомобилями, газетными киосками, автоматами с газировкой. Поностальгировать и поиронизировать над очередями за колбасой, запрещенными валютными операциями, учебным предметом «Научный коммунизм». Удалось передать ощущение крепкой дружбы, когда на выручку бросаются не потому, что ищут выгоду, а просто помочь.

Большим минусом для картины стала плохая работа гримеров — 20-летний Никита внешне почти не отличается от своих родителей, которым за 40.

Ну а при чем тут, собственно, овечка Долли (нет, молодец Пиманов, что такое название дал фильму)? В самом начале, когда молодой человек спорит с родителями по поводу увлечений и говорит, что намерен двигать прогресс, отец бросает фразу: «Овечка Долли была злая и рано умерла». Вот, собственно, и все, что требовалось от овечки.

*Первые слова знаменитой песни Луиса Армстронга «Hello, Dolly!» из одноименного бродвейского мюзикла (1964).