Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Времени наперекор

Чёлн Х—ХI веков поступил во множестве обломков из музея-заповедника «Куликово поле». Новгородские специалисты экспонат восстановили

Последний раз столь масштабная выставка, рассказывающая о работе музейных реставраторов, проходила 15 лет назад. С тех пор количество экспонатов, которым дали вторую жизнь, да и технологии, применяющиеся в работе, изменились.

 

Особенностью открывшейся в Музее избразительных искусств выставки стало то, что в показ включен ряд произведений, ещё находящихся в процессе реставрации. Кроме того, для посетителей подготовлен большой сопроводительный материал на стендах и этикетках, рассказывающий о каждой мастерской и работах, проведенных на памятниках. Но мы решили взглянуть своими глазами на реставрационную «кухню» и отправились в мастерские.

Смотрю в книгу

Уникальные старопечатные и рукописные книги, хранящиеся в музее-заповеднике, Сергей ЕФИМОВ в прямом смысле изучил от корки до корки. Он — реставратор книжных переплётов. Причём единственный на весь музей. Его работа начинается с разборки книги.

— Разбираю книгу с помощью скальпеля, отмачивания в дистиллированной воде, — объясняет Сергей Сергеевич. — Сначала, конечно, делается проба: не текут ли чернила. Затем снимается обложка, чистится от клеевых пятен, ярлыков. Нередко кожаные переплёты имеют утраты, поэтому приходится их наставлять. Кожа в местах стыковки с новой утоньшается — «шерфуется» с помощью острого ножа.

Интересно, что приспособления для этого вида деятельности традиционны и остаются неизменными со времён Средневековья. Основное оборудование — это переплётные тиски, представляющие собой толстые деревянные бруски с винтовым соединением. В них происходит придание формы корешку книги. Многообразны и инструменты для реставрации переплётов — иглы для сшивания блока, цветные нити, различные сорта бумаги, ножи для шерфования кожи. Приходится работать и молотком.

— Реставрировать переплёты средневековых книг, безусловно, интересно. Потому что они, как правило, были в единичных экземплярах. Да и сами переплёты — это настоящее произведение искусства. Тогда они были кожаными, украшенными тиснением. Кроме того, это изделие содержит в себе труд многих мастеров: тех, кто эту книгу писал, кто изготовил бумагу, кто занимался переплётом.

Интересно, а читает ли реставратор книги, переплёты которых реанимирует?

— Значительная часть старопечатных и рукописных книг, которые ко мне приходят, содержат духовные тексты, — говорит реставратор. — Конечно, я могу прочесть, что там написано. Но мне лично было интересней в этом плане делать гражданские книги времён Петра Великого: учебники по математике, геометрии. Там, кстати, всё очень понятно написано, нарисованы подробные схемы.

— Удалось решить приведённые в учебнике задачи?

— Я решил самую главную — восстановил книгу.

Работать с тканями, которым около 500 лет, — очень сложно, но интересноМноголетнее умиление

Над иконой «Богоматерь Умиление» заведующий мастерской реставрации темперной живописи Юрий АЛЕКСАНДРОВ работает больше двенадцати лет.

— Нас часто спрашивают, почему так долго? — говорит реставратор. — Но ведь работа музейного реставратора и специалиста реставрационного центра — разные вещи. Мы не сидим днями над экспонатом, мы должны ещё готовить выставки, участвовать в конференциях, проводить профилактические осмотры икон в экспозиции, ездить в филиалы. Да и процесс реставрации древнерусской живописи — весьма специфический.

То, насколько он специфический, мы поняли, едва переступив порог мастерской: в воздухе отчётливо «витал» запах каких-то растворителей. Да и количество всевозможных баночек и колбочек с жидкостями разной консистенции явно говорило о том, что работа реставраторов не только интересная, но и вредная.

Для раскрытия авторского слоя, который, как правило, скрыт под слоями более поздней живописи, реставраторы используют не только специальные инструменты, но и делают иконам компрессы, смешивая в нужных пропорциях разного рода растворы. Но особняком в этом списке необходимых препаратов, несомненно, стоит... осетровый клей, который используется для укрепления красочного слоя.

— Это клей, который изготавливается из внутренних оболочек плавательных пузырей рыб осетровых пород. К нам он приходит в виде безобразных пластин, — поясняет Юрий Юрьевич, доставая из закромов баночку с заветным материалом. — Мы его варим, разливаем на оргстекло, после того как эта плёнка высохла, разрезаем её на небольшие кусочки. А перед непосредственным использованием разбавляем нужное количество плёнки водой в определённой пропорции, получившийся состав разогреваем и используем для консервации живописи.

Что же касается иконы «Богоматерь Умиление», которая на итоговую выставку не попала, увидеть её можно будет уже в самое ближайшее время — уникальный экспонат презентуют отдельно.
Интересно, что иконография образа этой иконы не характерна для строгой древнерусской традиции: здесь лики Богородицы и Христа соприкасаются, а младенец правой рукой проводит по лицу Богоматери.

Инструменты для реставрации переплётов неизменны со времён СредневековьяВ горнице моей светло

Самые светлые помещения занимает мастерская реставрации ткани. Оно и понятно: шить, вышивать и штопать лучше всего при ярком свете. Коллекция текстиля музея-заповедника насчитывает тысячи единиц хранения. Но, как признаются сами мастерицы, интереснее всего работать с тканями XII—XVII веков. Это произведения лицевого и золотного шитья.

— Ты не знаешь, какие именно швы там встретятся, как поведёт себя вышивка, — говорит заведующая мастерской Наталья РЯБОВИЧЕВА. — Многие из этих экспонатов в 1960—70-х годах уже проходили реставрацию. А тогда активно применялся метод проклеивания. Со временем, конечно, и без того ветхая ткань ссыхалась, трескалась. Поэтому сейчас мы вынуждены очень много времени уделять очистке ткани от клея.

Не миновало это и пелену Варлаама Хутынского, над которой Наталья Юрьевна работает уже несколько лет. В некоторых местах ткань уже заметно выцвела, есть утраты вышивки, бисера. Но в целом вам и в голову не придёт, что эта вещь была сделана почти пять веков назад — так хорошо она сохранилась.

— Вышивку мы только укрепляем, чтобы не поползла дальше, — объясняют мастерицы. — То есть реконструкцией не занимаемся, консервируем вещи.

Если же ткань слишком ветхая, то реставраторы подводят новую ткань, применяя так называемый метод дублирования. Обычно используют шелк или газ, который предварительно красят в тон памятника.

Все вещи, находящиеся в работе, укрыты специальной реставрационной бумагой, защищающей их от света. Развернув листы, с первого взгляда не поймешь, что все изображение на пелене вышито вручную, а не составлено из отдельных лоскутков ткани. Как такое произведение искусства создавалось при свете лучины, представить себе очень сложно. Современные мастерицы нередко при работе используют лупу.

— Чего нельзя делать с такими уникальными тканями?

— Стирать в машинке и гладить утюгом, — улыбается реставратор Светлана ЧУТКИНА.

Здесь, как и во многих других видах реставрации, все начинается с очистки. Что-то чистится с помощью дистиллированной воды, что-то — на специальном вакуумном столе. И лишь после этого мастерицы приступают к непосредственной реставрации ткани и шитья.

Владимир БОГДАНОВ (фото)