Понедельник, 06 января 2025

Редакция

Мы в ответе за тех, кому показали

Впрочем, без лирики и печали на спектакле не обошлось...

О серьёзных вещах необязательно говорить с мрачным лицом

Репертуар академического театра драмы пополнился новой постановкой для детей «Маленький принц».

Естественно, по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери. Уже состоялась премьера. Ставил спектакль режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Сарвин. Он же отвечал за сценографию, инсценировку, костюмы. Впрочем, ему не привыкать. Также единолично он работал над шекспировской комедией «Много шума из ничего».

На афише театра под названием нового спектакля значилось «Музыкальная фантасмагория». Понятное дело, что сама по себе аллегорическая сказка может завести воображение режиссёров куда угодно. Куда оно завело Дмитрия Сарвина, мы решили посмотреть всей семьёй: папа, мама, которым то ли далеко за 30, то ли близко к 40, и ребёнок в возрасте «6+».
Надо сказать, что у здания театра взрослые с детьми строго разделялись на два направления. Одни мимо входа спешили к надувному куполу дельфинария, другие — туда, где должны покровительствовать Мельпомена и Терпсихора. Опасения, что иногородние животные перетянут большую часть новгородской публики, рассеялись, как только мы оказались в театре. Детей было много: они перемещались стайками классов и с родителями, бабушками, дедушками.

«Маленький принц» в нашем театре — вторая версия сказки Экзюпери режиссёра Сарвина. Первая попытка случилась на сцене питерского театра «Алеко» год назад. Спектакль назывался «Астероид Б-612» в гостях у Маленького принца». Мне трудно судить, насколько сильно между собой перекликаются эти два варианта, поскольку с представлением в Петербурге я не знакома, но всё же можно говорить, что некая заготовка для Новгорода у автора имелась. Прежде всего — потрясающая музыка Дмитрия Саратского.

Мягкие и смешныеМир взрослых глазами детей

По большому счёту Экзюпери писал свою повесть не для детей. Некоторые утверждают, что образ Розы, жеманной и капризной, он списал со своей жены. И именно ей посвятил ставшую знаменитой строку: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поскольку любовь, если она, конечно, настоящая, предполагает ещё и терпение к недостаткам любимых.

Остальные астероидные персонажи: король без государства, деловой человек, страстно увлечённый цифрами и не замечающий людей; честолюбец, любящий только себя; трудолюбивый фонарщик, бесконечно долго выполняющий одну и ту же функцию «включил-выключил», — могут быть только среди взрослых. Помните? После общения с ними Маленький принц приходит к выводу: «Странный народ эти взрослые».

Все отмечают, с какой философичностью и меланхоличностью написана книга. Проверено на личном опыте: ребёнок засыпает после одной прочитанной главы. Какого-то движения, закрученных сюжетов в ней нет. Разговоры, разговоры, разговоры. Блокбастер точно не получится.
Или получится? Как на час с лишним привлечь внимание детей к темам, касающимся смысла нашего пребывания на Земле? Тётя-смотрительница строго указала: во время спектакля не пользоваться телефонами и гаджетами. Но разве в этом проблема?

Ростовые куклы — идея режиссёра СарвинаНовгородская версия

Главная роль досталась молодой актрисе Анастасии Долговой. Ей предстояло перевоплотиться в маленького мальчика.

Мой ребёнок после ознакомления с программкой ещё перед закрытым занавесом уныло спросил: «Маленького принца будет играть женщина?». Пришлось тут же объяснить, что есть такое театральное амплуа, как травести, и надо быть снисходительным к артистам.

Маленький принц в исполнении худенькой Анастасии получился озорным подростком, говорящим басом, а не тоненьким голоском, как это было в первоисточнике. Реплик от своего критически настроенного отпрыска по поводу того, что мальчиком была переодетая женщина, я больше не слышала.

Сразу трёх героев в спектакле сыграл Пётр Мартыненко — пилота, честолюбца и фонарщика. Идея, чтобы актёры попробовали себя в разных ипостасях за одно представление, принадлежит режиссёру. По его словам, именно таким образом проверяется профессионализм артистов. А зрителю (или инспектору-контролеру?) остаётся лишь увлечённо наблюдать за лицедейством.

Пожалуй, оно лучше всего удалось Мартыненко. Его честолюбец, здорово напоминающий своими манерами одного чересчур известного российского певца, покорил меня безоговорочно. Восторженные почитатели, о которых так грезил честолюбец, появились у Мартыненко.

Быструю смену типажей обеспечивали специальные маски — огромные кукольные головы. И актёры становились словно ожившие мультипликационные герои. Взгляд ли ребёнка, взрослого ли цеплялся за них крепко. В этом собственно и заключалась фишка спектакля. Ростовые куклы со смешными тряпичными головами показывали нам, публике, одиноких и глубоко несчастных людей. Детям — весёлая картинка, а их родителям — печальная история, которую понимаешь лишь с возрастом.

Плюсом можно считать то, как деликатно обыгрываются рисунки Экзюпери к своей книге. Они выводятся на огромный, висящий над сценой экран. Жалко, что он был задействован только в начале спектакля, а потом про него как будто забыли.

Минус — недостаточно хорошо отработанные танцы артисток, в образе которых было что-то от варьете и «Синей птицы». В моей семье пришли к выводу, что без перемещений под музыку было бы лучше.

Удача — когда публика без намёков и подсказок актёров откликалась в нужный момент на позывы со сцены. Громко хлопала, значит, сопричастность была.

Провал — когда дедушка, сидящий позади нас, в разгар главной сцены (беседа Маленького принца с Лисом о том, как надо приручать друзей) стал громко посапывать. Было видно, что и его внучата, примостившиеся к нему, тоже заметно устали. Длинных нот в спектакле избежать не удалось.

Впрочем, когда все слова в постановке были сказаны, никто не ринулся к выходу. Такое, к сожалению, в театре происходит нередко. Не было и тех, кто раньше времени покинул зал. Зрители вели себя достойно.

Вместо эпилога

«Ну, как вам?» — поинтересовалась я у своих уже у гардероба. «Сойдёт», — ответила младшая. «Мне понравилось», — сказал папа. А я добавлю, что смартфонами, позволяющими следить за новостями в Фейсбуке, мы с ним во время спектакля пользовались. Совсем чуть-чуть...

Владимир МАЛЫГИН (фото)