Понедельник, 06 января 2025

Редакция

Лунтики среди нас

Сказочные персонажи встречаются не только в книгах

Спроси, какими литературными произведениями известна Анна САРАНЦЕВА, пишущая под псевдонимом Сарра Анн Сан, предположу, что ответят не многие. А вот Лунтика, ею созданного, знают все — от мала до велика в нашей стране. По популярности лиловое четырёхухое существо, родившееся на Луне, с лёгкостью соперничает с раскрученными звёздами российского шоу-бизнеса.

Создатель мультипликационного персонажа, сценарист сериала про него Анна Борисовна стала одним из почётных гостей Дней любимых произведений, организуемых новгородскими городскими библиотеками к Международному дню детской книги. Живёт она от Великого Новгорода, по современным меркам, не так уж и далеко, в Санкт-Петербурге. Однако, как она призналась на встрече с детьми, предыдущий её визит в город на Волхове состоялся почти два десятка лет назад.

О следующих творческих проектах Анны Саранцевой, о цензуре в детской литературе и, конечно, о том, как придумывался Лунтик, корреспондент «НВ» беседует с писательницей.

— На самом деле я его не придумывала. Я его просто вписала в окружающую среду, — начинает разговор Саранцева. — Все качества Лунтика я списывала со своей младшей дочери, которой сейчас, кстати, двадцать лет. У всех остальных персонажей тоже есть свои прототипы. Лунтик — маленький озорной человек, который не боится допускать ошибки, признавать их и исправлять. Секрет успеха сериала заключается в том, что его главный герой получился правдашним. Идея, которую он несёт, — не бойся нести добро и помогать. И даже несмотря на то, что не всегда люди получают благодарность за свою помощь.

— То есть этот мультик передаёт красочными картинками систему вашего воспитания?

— Да, это так. У меня трое детей, и все они погодки. Так случилось, что воспитывала я их одна и в чужом городе. Естественно, приходилось очень много работать. Между тем окружавшие нас люди удивлялись, как нам удавалось быть счастливой семьёй. Многие родители просили, чтобы я написала книгу или хотя бы методичку, как жить и ладить с детьми. Но я посчитала, что подобная книга наложила бы на меня огромную ответственность, поскольку мой опыт мог бы и не подойти для других семей. В отличие от педагогической литературы я своей аллегорией ничего не навязываю, а показываю пример, как это может быть. В частности, что нельзя мешать детям помогать, мол, «не мешайся, я быстрее управлюсь», или «оставь, а то сломаешь». А кроме того, надо учиться быть правдивыми с детьми.

— Съёмки «Лунтика» идут уже восьмой год. Не задумывались над его будущим?Фото на память

— Я уже обращалась к продюсерам и руководству телеканала РТР с просьбой снять полнометражную версию, в которой была бы рассказана предыстория Лунтика, по какой причине он вообще свалился с Луны, в чём его миссия на Земле. Задумано, что в конце фильма появится его мама. Будет немного грустно, потому что вместе с ней Лунтик отправится обратно домой. Через некоторое время он вернётся на Землю, поскольку на ней окажется ещё одна потеряшка той же породы, что и он. И это уже будет девочка.

— А Лунтик вам как автору не надоел?

— Он словно мой ребёнок, поэтому никогда не надоест.

— Вашему сериалу конкуренцию составляет сериал «Маша и медведь», в котором видят пропаганду ювенальной юстиции, поскольку ребёнку там позволено делать абсолютно всё. По настроению он совершенно другой, чем «Лунтик». А вам какие размышления приходят в момент его просмотра?

— «Маша и медведь» — всё-таки сериал для взрослых, когда им хочется почувствовать себя ребёнком, хулиганистым, креативным. Это отдых, разрядка. Но детям его лучше не показывать. Они моментально перенимают пример, показанный по телевизору или монитору компьютера. Маша — симпатичная, обаятельная, и то, что она делает, заразительно. Ребёнок смотрит мультик и видит, что можно проявить активность, и будет здорово. Всё сойдёт с рук. Смех, весёлая музыка. Он начинает действовать. Для него это будет приключением, но для его родителей оно может обернуться не очень хорошими последствиями. Не помешало бы афишировать, что мультик «Маша и медведь» не для детей. Думаю, в этом проявилась бы ответственность его создателей. А родителям, которые разрешают просмотр данного мультфильма, порекомендовала бы не полениться и по его окончании обсудить вместе с ребёнком, что можно, а что нельзя делать из показанного в нём.

— У вас необычный псевдоним — Сарра Анн Сан. Как будто вы хотели за него спрятаться.

— Нет, ни в коем случае. Мне казалось, что «Анна Саранцева» звучит слишком длинно и не запоминается. Тем более что имя «Анна» очень распространено. Я решила поиграть с именем и фамилией. В переводе с иврита получалось следующее: «Её божественная благодать солнце». Я не стесняюсь громких ярлыков. А что скрывается за ним, люди видят по делам. Мой псевдоним родился давно, и первоначально я им подписывала свои картины. Он стал благословением самой себе, чтобы светить, сиять и соответствовать этому статусу. Показывать другим творцам, что чистый и честный путь карьеры в искусстве возможен. Сейчас много разговоров о том, что художник вынужден прогибаться. Но я всегда стояла твёрдо на своих ногах, как бы в меня ни плевали. Кстати, и сумасшедшей называли. Даже Лунтика приходилось отвоёвывать.

— Между тем не так давно за него вам как автору литературной концепции сериала была присуждена премия Правительства России.

— Награждение состоялась 27 февраля, премию и медаль вручал Дмитрий Медведев. Среди отмеченных правительством был актёр, президент фестиваля «Золотая маска» Георгий Тараторкин, писатели Андрей Битов и Сергей Сухинов. Всего 57 человек. Когда нас награждали, в зале чувствовалась такая энергетика!

— Сегодня на полках в магазинах изобилие детской литературы, но некоторые книги вызывают родительское, мягко сказать, недоумение. Может, пора установить хоть какую-то цензуру?

— Разумно поступают родители, которые обращаются к классическим произведениям, проверенным ещё советской цензурой. То, что сейчас хлынуло в книжные магазины, было оплачено. В принципе любой человек может выпустить книгу. А вот авторы, идущие чистым и честным путём, сильно не продвигаются.

— И в чём проблема?Трудно найти ребёнка, который бы не знал про лилового симпатягу

— В отсутствии ноу-хау. А оно должно привлекать внимание к книге, как к источнику чего-то полезного, а не как к развлекаловке, мельканию броских иллюстраций или, что ещё хуже, демонстрации своих тараканов в голове. Как правило, тогда говорят: «О! Что-то креативное написал. Здорово, выпустим и ещё денег получим». Инициатива Сергея Сухинова, к которой подключилась и я, заключается в том, чтобы под эгиду Года литературы создать при Министерстве культуры комитет детской и юношеской литературы. При нём будут организованы курсы или школы, направленные на то, чтобы обучить авторов, как нести ответственность за свои проекты и что именно они должны подавать в своих книгах. Их фантазия от этого не пострадает, зато их продукт обретёт качество, и его можно будет использовать родителям и детям.

— А как бы вы охарактеризовали свою новую книгу «Поезд Надежд»?

— Это однозначно наш ответ «Гарри Поттеру». Я внимательно проанализировала текст Джоан Роулинг как читательница, как мама, как критик. Она правильно уловила эмоциональный хронический тон населения, но некоторые моменты ею были не учтены, потому что она их не знала. Их знаю я. Пришло убеждение: всё, что я писала ранее, но не публиковала, действительно успешно. И моя новая книга уже может быть выпущена.

Фото Владимира БОГДАНОВА