Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Сказочный десант

в тринадцатый раз высадится на новгородской земле

Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» по инициативе театра для детей и молодежи «Малый» проходит в Великом Новгороде раз в два года. На сей раз форум намечен на 17–21 апреля.

 

Фестивальная география протянулась от Тюмени до Москвы, а гости едут даже из Китая и Великобритании. Среди участников этого года — лауреаты национальных премий «Золотая Маска» и «Арлекин».

О том, как шла подготовка к нынешнему форуму и что ждёт новгородцев, мы попросили рассказать шеф-координатора фестиваля Татьяну БОБРОВУ.

— Культура и политика — вещи разные. Но, к сожалению, российские деятели культуры в последнее время не раз сталкивались с трудностями при организации выступлений в странах Евросоюза, проведении совместных проектов. «Царь-сказка» ощутила на себе холодное отношение Запада?

— Не скрою, некоторые переговоры действительно шли с большим трудом. И как мы ни старались, привезти, например, театр из Кореи не удалось. Но это следствие экономического кризиса, который докатился до многих стран мира. Цены на авиабилеты выросли в геометрической прогрессии, поэтому оплатить перелёт коллег из таких далёких стран культурным центрам не под силу. Ввиду финансовых трудностей не удалось представить на фестивале и некоторые другие коллективы. Но не было случая, чтобы нам отказали в визите исключительно по политическим причинам или в связи с санкциями.

Нас по-прежнему поддерживает Итальянский институт культуры, который помог привезти в Новгород два театра из Италии, с нами продолжают сотрудничать консульства Швейцарии, Финляндии. Кроме того, в этом году на фестиваль приедут театры из Латвии, Франции, Австрии.

— На участие в фестивале приходят сотни заявок. Интересно узнать, по каким причинам организатор форума — театр «Малый» — отказывает желающим выступить на новгородской сцене?

— Отобрать в программу спектакли достаточно сложно. Потому что мы всегда хотим соединить очень разные направления — кукольный театр, визуальный, драматические постановки, современный танец — и показать при этом, насколько разной может быть тема мифологии в абсолютно разных странах. Мы уже смеёмся: пора открывать отдельный список тех, кого мы не взяли. На это бывают разные причины: от художественного воплощения, ценности постановки до технического райдера, который заявляют театры. К сожалению, оснащение наших площадок очень часто не соответствует необходимому уровню. Поэтому привезти большие театры нам не под силу ввиду сугубо технических причин. Если бы, например, театру драмы удалось найти возможность реконструировать световое оборудование, это очень помогло бы приглашенным театрам-участникам.

— За годы проведения «Царь-сказки» в Великом Новгороде побывали театры из 40 стран мира. Кого из новичков мы увидим в этом году?Актёры театра из Италии построят на сцене дом

— Как это ни странно, но к нам ещё ни разу не приезжали ближайшие соседи — из Финляндии, а также коллеги из Австрии. Австрийский театр покажет спектакль для детей «Шепот из банки». А финны представят очень необычную постановку «Спасите маму». Сюжет её драматичен. Однажды девочка обидела свою маму, и маму украла Печаль, она же — Синь. И вот ребёнок решает отправиться на поиски мамы. Ей предстоит пройти длинный путь по пустыне и синему морю к далеким снежным горам. Изюминка постановки в том, что всё действие происходит на, под и внутри 100-килограммового платья, валянного из шерсти. Ну и немаловажная деталь: играть спектакль финны будут на русском языке.

— В репертуаре нынешнего фестиваля значатся спектакли для зрителей от года. Интересно, что из себя представляют такие постановки и насколько они востребованы?

— Театр стремительно «омолаживается», и сейчас на разных сценах появляются спектакли для детей буквально от года. Всё большую популярность набирает направление «бэби-лаб», когда спектакли делаются для совсем маленьких зрителей. В программе «Царь-сказки» мы хотели отразить и это течение, тем более что наиболее ярко «бэби-театр» сейчас развивается именно в Италии. Два театра из разных городов — Равенны и Болоньи — показывают спектакли на возраст «+1» и «+2».

Во многом направление «бэби-театра» зародилось именно в Италии. Например, театр Ла Баракка занимается постановками для самых маленьких с 1976 года. При этом они всегда соблюдают очень хороший баланс сюжета, когда спектакль интересно смотреть и взрослым, не забывая, что перед ними малыши, которым определённые вещи иногда нужно показывать гораздо тоньше, чем для более подготовленного зрителя.

— Принимающая сторона всегда старается облегчить приезд коллег из других стран: например, готовит необходимый реквизит. Помнится, в прошлый раз сотрудники «Малого» собирали в лесу коряги и пытались найти под снегом осенние листья. Как готовились к приезду заморских гостей в этот раз?

— Иногда театр не может привезти необходимый реквизит в силу таможенных правил. Например, фитосанитарный контроль может не позволить перевезти через границу, скажем, обычное сено. Поэтому часть необходимых вещей по мере возможности, конечно, мы стараемся найти на месте. Это обычная практика многих фестивалей.

Что касается нынешней «Царь-сказки», то некоторое время назад в театре висело объявление, что театру требуется пять мёртвых растений и чучело птицы. Если с засохшими цветами всё оказалось более-менее просто, то чучело мы искали по всем знакомым. Кто-то нам предлагал чучело воробья, удалось найти даже фламинго. Но эти птицы не подходили по размерам. В результате нам привезли чучело утки. Причем человек, который нам его нашёл, перед тем как привезти, весьма красочно экспонат описывал: что утка очень артистичная, у неё клювик открыт, она как бы поет. В общем, пробы кряква прошла. Она будет учебным пособием в классе биологии спектакля «Шея жирафа» театра из Билефельда.

Но это ещё что!.. Для другого спектакля немцев нам пришлось вырезать из бумаги десять тысяч листьев. В спектакле «Страдания юного Вертера» дело происходит осенью, и листья играют там большую роль. Они используют искусственные листья клена и дерева гингко, но везти этот реквизит с собой ввиду его большого объёма очень затруднительно. Поэтому мы пошли им навстречу и сделали бутафорские. Конечно, мы их не ножницами вырезали, а с помощью специального оборудования. Но всё равно времени затратили немало. А когда мы посчитали, сколько бумаги ушло, получилось два километра. Думаю, в будущем этот реквизит пригодится и нам.

XIII Международный театральный фестиваль «Царь-сказка» пройдёт 17–21 апреля на трёх площадках Великого Новгорода: театра для детей и молодёжи «Малый», театра драмы и областной филармонии.

Фото из архива театра «Малый»