Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Слой за слоем

При реставрации иконы «Богоматерь Умиление» используются специально изготовленные микроинструменты

Новгородцам покажут икону, реставрация которой идёт уже более 12 лет

Правда, своё место в масштабной выставке «Времени вопреки», рассказывающей о работе реставраторов Новгородского музея-заповедника, икона «Богоматерь Умиление» займёт лишь на три дня, так как работа над этим уникальным экспонатом ещё продолжается.

— Долгие годы эта большая икона — 174 на 122,5 сантиметра, — на которой изображение читалось с трудом, стояла в фондах музея. Происхождение её было неизвестно, — говорит художник-реставратор высшей квалификации, заведующий мастерской реставрации темперной живописи музея-заповедника Юрий АЛЕКСАНДРОВ. — Но благодаря изысканиям сотрудников музея удалось выяснить, что она была написана для иконостаса Николо-Дворищенского собора.

К настоящему времени из иконостаса собора сохранилось 40 икон. Самая ранняя из них — икона «Богоматерь Умиление», датируемая 1463 годом.

Как пояснили в музее-заповеднике, на протяжении столетий икона не меняла своего места в иконостасе Никольского собора и находилась в местном ряду слева от царских врат. Только в 30-е годы XX века она была перемещена в музей, а во время оккупации Великого Новгорода немецко-фашистскими войсками вывезена в Германию. В музее она оказалась снова уже после войны.

Решение о реставрации памятника было принято в 2002 году. До реставрации поверхность иконы находилась под сильно потемневшими слоями олифы и других лаков разного времени. Под сплошной плотной темперной записью были скрыты изображения ликов и рук Богоматери и Младенца. Поздние перелевкаски (когда поверх авторской живописи и олифы накладывается новый грунт) и прописи искажали первоначальный вид одежд и фона. Из-за многочисленных поновлений судить о качестве оригинала было затруднительно.

— В отличие от болгарских или синайских икон, которые ввиду тёплых климатических условий могут находиться под авторским лаком практически без изменений, наши иконы из-за перепада температур покрывали толстым слоем олифы, — поясняет Юрий Александров. — Но световой режим, который очень важен для сохранения олифной покровной плёнки, в наших храмах поддерживать было трудно: окна узкие, свечи коптят, поэтому максимум через 80 лет изображение становилось незаметным, превращаясь в чёрную доску. Что приходилось делать? По потемневшему олифному слою возобновлять изображение. То есть каждые 80—100 лет на иконе появлялись новые изображения. Таким образом, на иконе может быть до пяти-шести поновлений.

Реставрация иконы «Богоматери Умиление» с некоторыми перерывами продолжается и сейчас. За прошедшие годы реставраторы сумели полностью освободить авторскую живопись от поздних напластований. Раскрытие образа выполнено с привлечением современных методик — только под микроскопом, специально изготовленными микроинструментами, без применения растворителей. В ближайшее время реставрация завершится: будут восполнены утраты грунта, тонированы утраты красочного слоя и золочения. Живопись будет покрыта слоем реставрационного лака. А осенью 2015 года икона займёт своё место в постоянной экспозиции Новгородского музея-заповедника.


Владимир БОГДАНОВ (фото)