Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Леди Смерть

Кадр из фильма «Битва за Севастополь»

Как биографическая драма о женщине-снайпере стала «Битвой за Севастополь»

Критики уже провозгласили эту ленту «Лучшим фильмом про Великую Отечественную войну», снятым за последние двадцать лет. Здесь нет переизбытка неестественных спецэффектов, вездесущих чекистов, наигранных истерик или бьющего через край патриотизма.

С этим трудно не согласиться. Впрочем, нет здесь и самой битвы. Судьбе города-порта Крымского полуострова отведено лишь немного времени в конце фильма. Да и то мы видим, как из Севастополя эвакуируют особо ценные военные и политические кадры, а тысячи жителей и солдат остаются здесь на верную смерть... Основное же внимание в ленте уделено судьбе Людмилы Павличенко — легендарной женщины-снайпера Великой Отечественной войны.

«Несокрушимая»

Под таким более подходящим названием эта лента вышла на Украине. Странно, что этот фильм вообще разрешили к показу в Незалежной, обсуждают сейчас в Интернете. Но здесь надо учесть, что почти на 80% ленту профинансировала именно украинская сторона. И главная героиня «Битвы за Севастополь» отстаивала свободу своей родины — Украины: воюя сначала в Одессе, потом — в Севастополе.

Но российская сторона, видимо, чтобы привлечь к фильму большее внимание, а может, чтобы сыграть на подъёме патриотизма, особенно в свете последних событий, нарекла ленту «Битвой за Севастополь».

Чего это стоило советскому народу, современная молодёжь, посмотрев фильм, в полной мере не поймёт, зато узнает о ещё одной героине тех лет. Что, согласитесь, немаловажно.

«В отечественном кинематографе, кроме ленты «А зори здесь тихие», мало фильмов, посвященных женщинам на войне, — говорил в одном из интервью режиссёр картины Сергей Мокрицкий, объясняя выбор сюжета. — Меня лично эта тема сильно волновала. Воевало 800 тысяч женщин. Но ведь это совершенно мужское дело».

Солдат Людмила

Вчерашняя школьница Людмила Павличенко поступила в Киевский государственный университет. Дома по этому поводу готовят ужин. Люда очень хочет, чтобы отец в такой важный для неё день не сильно задерживался на работе. «Поступила, потому что должна была поступить», — говорит глава семейства и уходит на работу, добавляя при этом, чтобы к ужину его не ждали. Строгость воспитания, должность отца, служившего в органах, безусловно, отразились на характере Люды. Целеустремлённость, решительность, бесстрашие — вот что отличает девушку от многих её сверстниц. Неудивительно, что вместо похода в кино, за которое ратовали её подружки-однокурсницы, она поддерживает парней в их решении пойти на стрельбище. Сама берёт винтовку в руки и в итоге выигрывает импровизированные соревнования. Это, собственно, и стало отправной точкой дальнейшей судьбы Людмилы. Её заметили и предложили пройти стрелковые курсы.

Война застала Людмилу Павличенко в Одессе, где она готовилась к диплому. Девушка сразу же решает пойти на фронт. Она становится бойцом Чапаевской стрелковой дивизии. Оборона Одессы, Севастополя...
Перед глазами зрителей мелькают снайперские «будни» героини: вот она метким выстрелом поражает смотровую щель танка, а вторым уже «прибирает» и немецкого танкиста, вот «пристраивается», чтобы одним выстрелом убить сразу нескольких фрицев, а перед встречей с лучшим снайпером, приехавшим специально, чтобы её убить, рисует у себя на лбу кровью крест-мишень и выходит из укрытия...

Надо отметить, актриса Юлия Пересильд прекрасно справилась с ролью снайпера. Но, наверное, всё-таки слегка «переиграла», стараясь сделать свою героиню слишком уж строгой и безэмоциональной: сначала — студенткой, чьё внимание направлено сугубо на учёбу и чье времяпрепровождение лишено многих девичьих радостей, потом — солдатом.

Чего стоит выступление Павличенко в США, куда она была направлена в составе советской делегации в 1942 году. Словно перед амбразурой она стоит у трибуны, где ей предстоит сказать легендарные слова: «Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?». Хотя те, кто смотрел кадры кинохроники того момента, отмечают, что Людмила вела себя более приветливо: улыбалась, была серьёзна, но без глубокого отчаяния. Впрочем, на то оно и кино, чтобы усиливать и драматизировать определенные моменты.

Правда, кинематографисты не сильно и отошли от оригинала. Как вспоминают очевидцы, которые встречались с Людмилой в 1942 году в Москве после эвакуации из Севастополя, о боях Людмила рассказывала спокойно, без драматизма. В подробностях вспоминала, как выбирала место для позиции. Конечно, было заметно, что она устала, да и испытывала явную неловкость оттого, что она здесь, а её товарищи находятся на рубежах. Одним словом, резюмируют очевидцы, это был настоящий солдат, а не вчерашняя студентка.

Знать и помнить

Не обошли стороной в фильме и любовную линию. В «Битве за Севастополь» у главной героини прослеживается их даже несколько. Но все любимые мужчины Людмилы Павличенко погибают. Хотя в жизни Люда в 1932 году вышла замуж и на момент начала
войны она была матерью девятилетнего сына. Было ли место новой любви в её военных буднях?

События первых месяцев войны в картине то и дело прерываются фрагментами визита советской делегации в США в 1942 году. Да и сам фильм начинается с приезда супруги бывшего президента страны Франклина Рузвельта Элеоноры в СССР в 1957 году. Прежде чем ехать на приём к товарищу Хрущеву, госпожа Рузвельт желает навестить свою подругу Людмилу. Такой режиссерский ход некоторые критики уже успели записать в минус ленте, отметив, что это — очередной реверанс в сторону Запада. Но ведь это правда: во время визита в США в 1942 году Людмилой Павличенко восхищались, её речь, посвященная открытию второго фронта, произвела фурор. Американский кантри-певец Вуди Гатри написал в её честь песню, её восторженно принимали в Штатах и Канаде. И нет ничего стыдного, чтобы напомнить миру о тех, кто приближал Великую Победу и как относились к этим героям за океаном. Тем более что сегодня это актуально как никогда.

Так что вопрос о том, смотреть «Битву за Севастополь» или нет, по-моему, не стоит. Смотреть его нужно хотя бы для того, чтобы узнать судьбу ещё одного великого человека.