Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Частица вечности

За день реставратору удаётся сложить в единое изображение не более 30—40 фрагментов

Новгородским реставраторам предоставили новые площади для работы

Год назад на территории Антониева монастыря началась реконструкция его Западного и Берегового корпусов под устройство здесь Центра реставрации монументальной живописи.

Таков итог планомерной работы губернатора Сергея Митина по привлечению внимания Правительства РФ к проблеме сохранения и реставрации объектов культурного наследия. Ещё в сентябре 2009 года в перечне поручений по итогам заседания Президиума Госсовета РФ и Президиума Совета при Президенте России по культуре и искусству появился пункт о создании в исторических центрах России государственных реставрационных центров. В результате в прошлом году на создание Центра в Великом Новгороде Минкультуры выделило 219 млн. рублей.

Любопытный нюанс: после войны бывшие монастырские корпуса отдали под жилье. И вплоть до мая 2014 года, когда строители приступили к капитальному ремонту, в апартаментах XVIII века продолжали жить люди. И еще одна деталь — даже об открытии Центра в 2016 году говорили с осторожностью: один только внешний вид зданий явно намекал, что предстоит провести огромный объём работ. Помимо того, что фасады надо было очистить от покрывавшего их мха, вернув линиям строгое благородство, — как-никак постройки являются объектами Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, — требовалось убрать все ненесущие перекрытия внутри корпусов, понизить грунт с тем, чтобы полностью расчистить окна первого этажа от земли, заменить систему отопления и прочие инженерные сети.

Строители управились за год. Более того, в Антонове уже состоялся переезд на новое место реставраторов мастерской Тамары Анисимовой «Фреска». Предполагается, что комплекс станет местом не только для реставрационных работ, но и экскурсий. Желающих увидеть своими глазами, как практически из небытия возрождаются средневековые фрески, окажется предостаточно.

— Центр реставрации монументальной живописи является филиалом Новгородского музея-заповедника. Одной из его задач станет отслеживание состояния памятников монументальной живописи. Планируем выпустить сначала каталог о монументальной живописи Новгорода, затем — региона, — сказала Тамара АНИСИМОВА на презентации Центра журналистам. — Собираемся организовать работу со студентами и молодыми реставраторами, приезжающими из Санкт-Петербурга и Москвы. Благодаря выигранному гранту фонда Владимира Потанина за проект «Реставрационная школа № 1» эта программа будет ещё интереснее и богаче. Её слушатели смогут подержать в руках фрески, которым по 600—800 лет, познакомиться с техническими приёмами древних мастеров, приобщиться к труду реставраторов.

На площади Центра, а это более 2 тыс. квадратных метров, разместятся мастерские, архив, научная библиотека, лаборатория физико-химических исследований, конференц-зал.
В просторных светлых залах уже стоят 120 реставрационных столов. На них идёт скрупулёзная работа по восстановлению разрушенных фресок из сотен уцелевших частей разной величины — по принципу пазла. Журналистам делают замечание — двигаясь, нужно быть аккуратными. На огромных листах-копирках с изображениями святых, Богоматери и Христа лежат фрагменты живописи со стен церкви Успения на Волотовом поле, превратившейся в руины во время Великой Отечественной войны. За двадцать два года, ушедших на воссоздание фресок храма, удалось собрать воедино 18 композиций. В настоящее время они возвращены на стены восстановленной святыни.

Как призналась Тамара Ивановна, за день реставратору удаётся сложить в единое изображение не более 30—40 фрагментов. А бывает, хоть плачь — правильный, как говорят специалисты, «притык» приходится искать неделю.

Чтобы во время переезда уже собранные фрагменты фресок не повредились, пришлось придумать особую технологию. Фрагменты фресок поместили в вакуумную упаковку. В итоге всё прибыло в целости и сохранности.

Чего ждут от Центра сами реставраторы? Пожалуй, того, что в новых стенах работа пойдёт быстрее. Почётный гражданин Великого Новгорода, заслуженный деятель искусств РФ Валентина ГРЕКОВА, занимающаяся восстановлением фресок из церкви Спаса на Ковалёве, рассчитывает, что с появлением Центра будет уделено внимание и другим проблемам, беспокоящим сегодня новгородских реставраторов.

— Надеюсь, что и коллекция фрагментов живописи храма Спаса на Ковалёве переместится сюда, — сказала Грекова. — И работа по ней сдвинется с мёртвой точки. Сейчас в мастерской тесно, оттого снижается темп работы. Из-за нехватки помещений время тратится вхолостую, а уже собранные композиции хранятся в два-три слоя. Кроме того, в последние годы не было финансирования. Я могу работать за спасибо, поскольку у меня есть пенсия, а молодёжь стараться ради одной лишь идеи не может.

Её коллега художник-реставратор Татьяна РОМАШКЕВИЧ добавила:

— Только люди безграмотные и бездушные могут думать о том, что не стоит заниматься восстановлением фресок. Наша обязанность — восстановить всё, что было разрушено во время Великой Отечественной войны. Это являлось бы достойным ответом на уничтожающую силу фашизма.


Владимир БОГДАНОВ (фото)