Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Игра с подсознательным

Вселенная в интерпретации Эдуарда Шарипова

Новгородский центр современного искусства накрыло очередной выставочной волной

На минувшей неделе здесь открылись сразу четыре новые экспозиции. Свое знакомство с ними посетители начнут в Большом зале НЦСИ, где можно увидеть объединенную выставку двух псковских художников — Эдуарда Шарипова и Анатолия Жбанова. И хорошо, если тут же не закончат.

Работы мастеров — настоящая головоломка, решить которую с наскока не получится.

Работы Шарипова под общим названием «Вторая реальность» — с нарочито размытыми очертаниями, лишенные деталей. Словно закончив работать над холстом (или ковром, как у Эдуарда), художник плеснул на него ведро воды. И получилось совсем как в жизни, которую трудно вогнать в какие-то рамки, хотя мы регулярно предпринимаем такие попытки. Шарипов как будто намеренно лишил своих персонажей чёткого выражения лица, чтобы зритель, рассматривая неясные силуэты Чехова, Богородицы с юным Христом на руках, апостолов, отключил серые клетки и попробовал включить чувства. Не зря художник на полном серьезе во время открытия выставки сообщил, что верит, будто в древности люди общались телепатически и не использовали слова и жесты.

Хотя в случае с другими работами Шарипова — лопатами, на которых изображены довольно мрачные физиономии, — даже с подсказками придется трудно. Можно сказать точно, смотрят лопаты несколько настороженно и даже осуждающе. Остальное за гранью понимания.

Анатолий Жбанов в своих картинах предлагает зрителям свою версию наблюдений за человечеством, у которой наверняка найдутся и сторонники, и противники. Его работы наполнены десятками узнаваемых символов: красный цвет, распятие, верёвка, осколки разбитых зеркал, вырезки из газет с портретами политиков... «Войны, кровь, массовые уничтожения людей стали закономерностью», — таков приговор Жбанова. Пскович, как и его сосед, не придерживается строгих канонов в искусстве, считая это своей творческой концепцией, для которой он и название придумал, — «Путанный разум». По мнению художника, она вполне соответствует хаотическому движению жизни. И самое страшное для творца — найти себя, что по Жбанову означает духовную смерть. Художник должен быть в вечном поиске.

Спустившись с философской платформы псковских художников, можно устроить отдых мозгу в следующем зале НЦСИ, где открылась выставка работ Екатерины Рождественской под немудреным названием «Моя новая выставка». Речь о её фотопроекте «Частная коллекция», в котором с большой охотой участвуют звезды российского кино, театра, шоу-бизнеса, спорта, перевоплощающиеся с помощью костюмеров и гримёров в персонажей известных полотен. Тут главное развлечение — искать сходство и различия оригинала с его версией, полученной в мастерской Рождественской.

После краткого отдыха посетителям НЦСИ вновь предстоит игра с подсознательным — в зале, где открылась выставка коллажей Сергея Святченко «Зеркало к зеркалу». Художник родился в Харькове в 1952 году, но в 1990-м переехал жить в Данию. Его работы, которым уже присвоили громкое звание шедевров, — посвящение Андрею Тарковскому и фильму «Зеркало». Их видели не только в России, но и в Германии, Ирландии, Латвии. И тут даже Сергей ПУХАЧЕВ, руководитель НЦСИ, попытавшись дать характеристику работам коллажиста, ограничился задумчивым: «Сложные размышления о Тарковском, попытка привязать сюжет фильма к современным реалиям...».

Понять искусство коллажа, которое очень популярно в Дании, действительно непросто. Но Святченко считает, что использование взаимосвязанных элементов даёт возможность получить максимальный художественный эффект. «Процесс создания коллажа происходит на подсознательном уровне: ассоциативном, импульсивном, черпающем вдохновение в нашей памяти, особенно детской», — попытался объяснить художник. Точно можно сказать, что картина Тарковского, построенная на идее «все мы родом из детства», для Святченко — очень личная история. «Когда-то фильм Тарковского «Зеркало» полностью изменил меня, молодого архитектора третьего-четвёртого курса, и мою жизнь. В плане эстетического понимания мира, архитектурных пространств, открытых и закрытых», — сказал художник в одном из интервью.

И наконец, завершить путешествие по новой выставочной волне в НЦСИ можно, увидев работы членов молодежной секции Новгородского отделения Союза художников России, получившие общее название «Оттепель». Оценить пробы пера молодых художников и взрослых мастеров можно будет до 10 мая.


Владимир БОГДАНОВ (фото)