По версии «НВ»
«Живые и мертвые» (трилогия). Константин СИМОНОВ.
Трилогия, причисленная к мировой военной классике, начинается очень банально: «Первый день войны застал семью Синцовых врасплох, как и миллионы других семей. Казалось бы, все давно ждали войны, и все-таки в последнюю минуту она обрушилась как снег на голову; очевидно, вполне приготовить себя заранее к такому огромному несчастью вообще невозможно». Но только так могут начинаться эпосы...
«В окопах Сталинграда». Виктор НЕКРАСОВ.
«Фадеев (1-й секретарь Союза писателей СССР) не очень благосклонно отнесся к моей повести. Но дальше случилось совершенно неожиданное, — рассказывал автор. — Всеволод Вишневский вызвал меня, закрыл все двери, по-моему, даже выключил телефон и сказал: «Виктор, вы знаете, какая странная вещь произошла (он был членом Комитета по Сталинским премиям)? Ведь вчера, на последнем заседании комитета, Фадеев вашу повесть вычеркнул, а сегодня она появилась. Это мог только один человек». Повесть была напечатана в №№ 8—10 журнала «Знамя» за 1946 год. В 47-м получила Сталинскую премию 2-й степени.
«В списках не значился». Борис ВАСИЛЬЕВ.
Лейтенант Плужников попадает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня. На рассвете — война. У Николая была возможность уйти, и никто не посчитал бы его дезертиром, так как его имени не было ни в одном списке. Но он защищал крепость девять месяцев, а вышел наверх только 20 апреля 1942 года, потому что узнал: «Москва наша, и немцы разбиты под Москвой. Теперь я должен выйти и в последний раз посмотреть им в глаза».
«Июль 41-го года». Григорий БАКЛАНОВ.
В этой книге (1964) автор первым проанализирует причины поражения первых месяцев войны, назвав как главные процессы 1937 года и уничтожение Сталиным офицерского корпуса Красной Армии. Она откроет в СССР литературное течение, которое назовут «лейтенантская проза».
«На войне как на войне». Виктор КУРОЧКИН.
Пять редакций возвращали рукопись автору (1923—1976), взяла «Молодая гвардия». Повесть была опубликована в августовском номере журнала в 1965 году. На другой день автор, как говорится, проснулся знаменитым. Не менее сильная повесть «Железный дождь» (1968) открывала цикл «12 подвигов солдата», но автор в 1968 году был избит милицией и больше ничего не написал.
«Прокляты и убиты» (в двух книгах). Виктор АСТАФЬЕВ.
Роман содержит эпические описания войны и предвоенных событий, перемежающиеся натуралистическими сценами фронтового быта, боевых действий. События происходят в 1942— 43 годах до форсирования Днепра, одной из самых кровопролитных операций Красной Армии.
«Батальоны просят огня». Юрий БОНДАРЕВ.
1943 год. Двум батальонам приказано: переправиться через Днепр и удерживать плацдарм до подхода основных сил. Однако командование меняет план наступления, приказав этим силам, соединившись с другой дивизией, наступать в стороне от плацдарма. Вступившим в бой батальонам приказано: «Ни шагу назад!».
«Третья ракета». Василь БЫКОВ.
Как и почти все повести автора, эта — о мужестве и самопожертвовании, трусости и предательстве. В результате наступления немцев расчёт противотанкового орудия оказывается на трое суток отрезанным от своих. Как повели себя люди в смертельной ситуации, и рассказывает автор с пронзительной честностью.
«Это мы, господи!». Константин ВОРОБЬЕВ.
Первая большая правда о войне. Автобиографическая повесть «Это мы, господи» была написана в 1943 году о пережитом в плену. В 1946 году рукопись повести была предложена «Новому миру», но не опубликована. В личном архиве писателя повесть целиком не сохранилась. Лишь в 1986 году она была обнаружена аспиранткой в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР, куда она была сдана вместе с архивом «Нового мира». Впервые повесть была опубликована в журнале «Наш современник» в 1986 году.