Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

По пути домой и обратно

В Музее художественной культуры Новгородской земли открылась выставка Елены КИСЕЛЁВОЙ

Дополнительным оформлением экспозиции стали выставленные в стеклянных витринах тюбики с красками и коробки с мелками. Но не в фабрично-первозданном, упаковочном виде, а в том, когда они уже используются художником. Так сказать, намёк на то, «из какого сора растут стихи», то есть картины.

Акварель, пастель, графика. Три техники, три зала лирических пейзажей и портретов. Коллеги Елены Владимировны говорят, что есть два обстоятельства, которые предопределили стиль письма. Это красота Байкала, ибо Киселёва родилась в Иркутске, и картины её дедушки, известного графика Бориса Лебединского.

— Елена Владимировна, переехать за пять с лишним тысяч километров — поступок серьёзный...

— Серьёзный, — соглашается она. — Но в жизни всякое бывает. По семейным обстоятельствам мы перебирались сюда. Но Новгород, и в особенности Старая Русса, где жили с 1934-го по 1941-й год мои дед, Борис Иванович Лебединский, и бабушка, — не пустой звук. В довоенной Старой Руссе прошла юность моей мамы...

— И как вас встретил Великий Новгород?

— Я росла в доме, где кругом висели картины деда. И среди них была потрясающая гравюра «Новгородские стены». Поэтому, когда только мы переселились в Новгород, у меня было ощущение дежавю. Мне всё казалось родным и понятным.

— Вы одна из немногих, кто в городе занимается печатной графикой, считающейся процессом трудоёмким...

— Мифов вокруг печатной графики много, и я не хочу их развенчивать. Но пока есть силы, глаза видят, а руки что-то могут делать, я буду ей заниматься. А занимаюсь я только тем, что чувствую кожей. Вот гуашью я не пишу, не чувствую её. Это сложно объяснить. Художник рисует, как птица поёт.

— Это ваша первая персональная выставка?

— Такая — первая, а вообще по счёту 103-я. Мои работы экспонировались в составе тематических, групповых, областных выставок в Иркутске.

16risunok— А как выбирали картины именно для этой экспозиции?

— Составление экспозиции — дело сложное. Например, есть картина, по всем параметрам достойная показа, но для глаза она может не садиться с соседями, не вписывается в концепцию. В итоге из 150 планируемых на выставке оказалось 90 работ.

— Под каким впечатлением уходили зрители после вашей выставки?

— Я бы хотела, чтобы им здесь было интересно и хорошо. Впрочем, предугадать невозможно. Это актёры по дыханию зала могут уловить настроение публики. Художник всегда за рамой, обратной связи с ней у него нет. Но любой из нас надеется подарить людям радость и открыть что-то новое. Когда создавался буклет моих рисунков «Новгородские прогулки», мне хотелось, чтобы новгородцы и не новгородцы смотрели в него моими глазами.

— Вы пошли по стопам деда. Испытывали в связи с этим груз ответственности?

— У него была непростая художническая судьба. Я с благодарностью воспринимаю, что я родилась в семье Лебединских. Говорят, что дети где-то там, на небесах, выбирают, где им родиться. И если это так, я сделала правильный выбор.

Музей художественной культуры Новгородской земли
21 мая —14 июня

Фото с сайта Департамента культуры и туризма