Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Режиссёр по контракту — это не от безысходности

В областном театре спорят о популярных жанрах, своём зрителе и нестандартном прочтении пьес

Творческий сезон подходит к концу. Новгородский театр драмы закрывает его «Капитанской дочкой». Почему? Во-первых, тема, во-вторых, в пьесе занята почти вся труппа, пояснил директор учреждения Всеволод ЧУБЕНКО.

— Сезон был непростым и увлекательным одновременно. Все артисты отработали с отдачей. Но опуская на лето занавес, мы не останавливаем процесс работы над новыми проектами и совершенствования тех, что уже шли на сцене, — начинает разговор Всеволод Васильевич.

— Вы сказали, что сезон был увлекательным. Означает ли это, что вы полностью довольны коллективом и постановками?

— Творческий процесс априори подразу-мевает сомнения, некую неудовлетворенность. Меня как руководителя устроило, что все артисты были заняты, мы представили на зрительский суд немало новых спектаклей. Что же касается качества продукта, то признаюсь, не все было сделано на 100 процентов.

Новгородцы, наверное, заметили: в этом сезоне у нас было много постановок не только нашего режиссера Сергея Гришанина, но и приглашенных. Театр заключает с ними договоры на конкретные проекты. Но ведь в соглашении не пропишешь, что актеры должны делать на сцене, что и как говорить, какую мысль передать. Конечно, перед началом репетиций мы обсуждаем с постановщиком идею, акценты, нюансы спектакля. Но ведь это устная договоренность, которую к делу не подошьешь. И случается, что говорим об одном, а на подмостках пьеса выходит несколько другая.

— В продолжение темы использования театрального пространства. В этом сезоне активно задействовалось фойе: фотовыставки, проекты молодых архитекторов. Это попытка охватить как можно больше новгородцев культурными предложениями?

— В том числе. Вы знаете, у экспозиций постоянно были люди — они перед началом спектакля или во время антракта рассматривали работы, обсуждали. Мы дали возможность нашим гостям кроме постановки на сцене увидеть, оценить еще и художественные произведения. И судя по отзывам, зрителям понравился такой симбиоз. Но использование фойе — это только первый шаг на пути к творческой эксплуатации всех свободных площадей. В здании новгородского театра подобных помещений в достатке. Моя мечта, чтобы спектакли шли одновременно на разных площадках, чтобы действо, артисты и зрители перемещались по разным комнатам, чтобы можно было зрителей сажать на сцену, а исполнителей переводить в зал.

— Изменения на сцене ведь запланированы — Международный банк реконструкции и развития поддержал проект новгородского театра. Так когда начнутся работы?

— Надеюсь, скоро. Сейчас согласовываются последние документы. Скажу, что если бы правительство области финансово не поддержало нашу идею, гранта не было бы. А так, в общей сложности, театр получит порядка 600 тысяч долларов. Как только заключим грантовое соглашение, сразу же объявим конкурс на проведение реконструкции. Не исключаю, что подрядчики и осенью будут работать.

Это, конечно, повлияет на наши творческие планы. Но театр не собирается закрываться, мы сейчас обсуждаем премьеру нового сезона. Это точно будет комедия. Большего пока не скажу.

— За этот сезон комедий было шесть или семь. Не слишком ли много?

— По поводу жанровых предпочтений посетителей мы в коллективе постоянно спорим. Я тоже не уверен, что развлекательные постановки — это то, на что обязательно пойдут, что интересно многим. Мы в этом году анализировали гостевой поток. Однозначно у театра есть свой зритель, который приходит на все премьеры вне зависимости от их жанровой принадлежности. Это хорошо. И как показали наблюдения, на приезжих артистов собирается полный зал зрителей, среди которых «наших» не так много. То есть интерес у новгородцев к театральным постановкам есть. Вопрос в том, что это за спектакли, какую тематику раскрывают, о чем повествуют. И вот над этим нашей труппе, режиссеру и мне нужно серьезно думать. Чаще всего гастролеры привозят антрепризу с минимумом артистов и вариантами оформления сцены. Но вот в середине июня Московский академический театр имени Владимира Маяковского у нас будет давать два спектакля: «Август» Трейси Леттса и «Плоды просвещения» Льва Толстого. Приедет почти вся труппа, привезут свои декорации. Новгородцам покажут две полномасштабные постановки. Мне очень любопытно, кто придет смотреть, какого возраста будут люди. Нашему театру нужен новый зритель, а значит, нужны нестандартные подходы по раскрытию тем, иное видение и обоснование выбора авторов, жанров.

— Зритель зрителю рознь. Часто залы таких театров, как драматический, в репертуаре которых классика, заполняются школьниками. Детей в приказном порядке заставляют идти на спектакли, которые им неинтересны...

— У этой медали — две стороны. Всегда, когда в зале организованные группы учащихся, находятся несколько оболтусов, которые всем остальным мешают и отвлекают. Неуважение к другим — следствие общего падения уровня нашей культуры и образования. Я, когда в ТЮЗе работал, ходил, как и мои коллеги, с выступлениями по школам. Однажды дал мини-спектакль в одном классе. В конце мне начали задавать вопросы. Спросили, как отношусь к школьной аудитории. И услышали ответ: «Как зрителей я вас не люблю. И не испытываю восторга, когда вас приводят на постановки». Развивать мысль не стал, развернулся и ушел. Вечером того же дня иду в театр. Смотрю, у тумбы с афишами компания ребят крутится. Подошел, а это дети из класса, в котором днем был. Их мои слова задели, обидели, но и заставили задуматься о себе. И они сами, без учительской указки, пришли изучить репертуар и выбрать, что посмотреть.

То есть достучаться до школяров все же можно. И вот это как раз и есть вторая сторона медали: если артистов не слышно в конце зала, если играют без души, если режиссер пресно поставил пьесу, то ребята сразу дадут это понять.

08spekt

— По отзывам новгородцев, последняя премьерная постановка театра «Не покидай меня» понравилась и взрослым, и детям. Пример удачного сотрудничества с приглашенным постановщиком?

— Результат отличной работы коллектива. «Не покидай меня» — пьеса современного автора о войне. Когда встал вопрос о спектакле к 70-летию Победы, мы стали думать, каким путем пойти. Многие труппы выбрали вариант музыкально-театрального действа. Мы же искали литературный текст, который был бы интересен и подрастающему поколению тоже. И нашли. Поставить спектакль согласился Александр Козак — режиссер из Белоруссии, который занимается военной тематикой. И вот он воплотил все те идеи, что мы обговорили предварительно.

«Не покидай меня» — конечно, рассказ о войне, но в то же время и о молодости. На сцене — девушки. Они любят, дружат, шутят, ненавидят, переживают за близких, боятся смерти, но идут на задание.

Важна была правдоподобность военной жизни, поэтому мы пригласили консультанта из УМВД по Новгородской области. Поставили ему задачу: заниматься строевым шагом и рукопашным боем с артистками. На вопрос тренера, насколько серьезной должна быть подготовка, мы с режиссером ответили, что такая же, как и для полицейских. Результат удовлетворил всех. И если в начале спектакля школьники еще переговаривались, то потом притихли — постановка задела за живое.

— Не могу не спросить о фестивальных проектах театра в новом сезоне. Была идея в 2015 году фестиваль камерных спектаклей по произведениям Фёдора Достоевского посвятить всего одному роману — «Братьям Карамазовым». Удастся реализовать задуманное?

— Мы изучили репертуарные списки российских театров: не так часто на сцене появляются герои последнего романа писателя. Есть постановки в крупнейших театрах, но, во-первых, не камерного формата, во-вторых, участие больших трупп стоит больших денег. Поэтому пока идею фестиваля, посвященного одному произведению, пришлось оставить.
Мы продумываем другой вариант: не зацикливаться только на малом формате показа и пригласить к участию зарубежные труппы. В Европе любят рассуждать о Федоре Михайловиче как об одном из немногих русских авторов, заглядывающих в самые глубины человеческой души. Так почему бы иностранным театрам не показать свои постановки? В идеале хотелось бы, чтобы соотношение российских спектаклей и привозных было примерно поровну. Уже приступили к переговорам. И есть предварительная договоренность об участии литовских театров.

— Новгородцы знают Всеволода Чубенко как директора областного театра драмы. А жители Вологды, откуда вы к нам переехали чуть больше года назад, как основателя и артиста «Своего театра», на сцене которого вы по-прежнему регулярно появляетесь. Не думали свое актерское амплуа применить и у нас?

— Я его уже применил. Есть в моем репертуаре моноспектакль по письмам и творениям Святителя Игнатия Брянчанинова. Епископ Игнатий, в миру Дмитрий Брянчанинов, — уроженец Вологодской губернии. Незаурядный был человек. Когда я приступил к работе над постановкой, засел за его труды и публикации о нем. Его мысли и высказывания были очень передовыми, а в чем-то и опасными для политиков XIX века. Он, несмотря на сан и занимаемое положение в церковном мире, порой очень резко высказывался о происходящем в стране, крепкое словцо мог вставить. Но при этом его сочинения о монашестве, различных состояниях естества человеческого, спасении и христианском совершенстве и современному человеку будут интересны. Театрализованный рассказ об этом человеке я дважды давал в камерной обстановке Музея художественной культуры Новгородской земли.

В Вологду я действительно регулярно езжу. И выхожу там на сцену как артист. Ну не могу я взять и отказаться от дела, которым столько лет занимался и которое нравится. Бывает, дорога из Новгорода в Вологду вымотает, идешь без сил. Но начинаешь играть, общаться с партнерами и зрителями, и усталость уходит.

А по поводу постоянных выступлений актера Чубенко в Великом Новгороде думал. Но не готов к этому. Пока не готов...


Фото из архива Новгородского театра драмы