Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Красный с синим

Художник Лариса Дедух на сцене колдует со светом

Художник по свету — профессия редкая, впору заносить в Красную Книгу. Хотя зрителю и кажется, что театральный свет — это просто включение в нужное время в нужном месте разноцветных прожекторов. Для профессионалов же — это своего рода живопись. Ведь даже король из «Зимней сказки» Шекспира будет неубедителен, не попав в световой столб.

Лариса ДЕДУХ почти 40 лет создает волшебство светотени на сцене, более 15 лет — работая художником по свету в новгородском театре для детей и молодёжи «Малый». Накануне закрытия 25-го театрального сезона мы встретились с ней. Чтобы поговорить...

— Лариса Васильевна, вы как-то говорили, что электричества боитесь как огня, но работаете с ним всю жизнь. А как пришли в эту профессию?

— Я убеждена, что обучение профессионалов — это интуиция. Меня в 1972 году пригласил работать в театр драмы Олег Киблер, тогдашний художник по свету. Он стал моим учителем и наставником. Сначала я была осветителем, потом — художником по свету. Мои первые спектакли в театре драмы были сделаны вместе с режиссером Анатолием Кошелевым. Одним из первых, кажется, был «Бумбараш».

Художник по свету женщина — конечно, редкость. Ведь эта профессия, надо заметить, не из лёгких, в прямом смысле слова. Ни о каких пультах управления раньше и речи не шло. Тогда в театре использовали «регулятор механический» — очень сложный агрегат с тремя колесами. Для создания эффектов при переключении картин надо было нажимать многочисленные рычаги-реостаты, работать приходилась и ногами, и руками. Так что сила требовалась богатырская. Но было очень интересно...

Сейчас иные времена, и женщин — художников по свету прибавилось, хотя всё равно больше парней. Но если говорить в целом, это уходящая профессия. Сегодня многие предпочитают «шоу-бизнес на сцене», где превалирует динамический яркий свет, бездушное мигание. Главное эффектно показать артиста, его номер. Тогда как театральный свет «идёт» по драматургии постановки. Это творчество чистой воды. Этому невозможно выучиться за партой. Художников по свету нужно воспитывать в театре.

16teatr2— Тем интереснее узнать, как рождается световая партитура спектакля?

— В первую очередь нужен контакт с режиссером, актёрами. Поэтому я всегда присутствую на репетициях спектакля. И тогда в процессе работы у меня внутри включается лампочка и начинается процесс. Я почти сорок лет занимаюсь светом, но и сейчас трудно сказать, сколько времени надо, чтобы создать партитуру. Иногда идеи приходят накануне премьеры.

Многие скажут: самое главное, чтобы было освещено лицо артиста на сцене. Но мне кажется, что задача художника по свету — это создавать общую атмосферу на сцене и в театре. Ведь иногда артиста не видишь, но создана такая аура, что спектакль звучит. Так что в театре, на мой взгляд, важнее создать ощущение атмосферы целого события, это помогает и актерам, и концепции спектакля. Сложнее всего в этом плане делать свет в танцевальных спектаклях, там, где есть пластика и работает человеческое тело. Там надо много света, который призван создать настроение и помочь увидеть хореографию.

— А были в вашей практике случаи, когда приходилось работать минимумом оборудования?

— На одном прожекторе, конечно, провести спектакль не получится, но иногда бывает. Например, в Равенне во время недавних гастролей с постановкой «Где живет ветер?» пришлось использовать пять прожекторов, хотя на родной площадке их надо 45. Спектакль получается другой, но не менее красивый.

— У любого художника есть любимая палитра. У вас какие цвета?

— Очень люблю красный и синий. Это моя палитра. Мне нравится режущий, пронизывающий свет, с помощью которого можно делать красивые картины, показывать эмоции.

— В чём секрет хорошего света?

— В душе. Если делать с душой, все получается. С опытом и возрастом у меня рождается все гораздо стремительнее, идеи приходят, что-то щелкает в голове, и ты рождаешь... Это несложно. Хотя физически процесс непрост: на разводку света иногда уходит до десяти-одиннадцати часов.

— В своё время вы работали и в филармонии, и на концертах, но вот уже более 15 лет верны «Малому»? Чем вас так зацепил этот театр?

— Мне нравится стиль художественного руководителя театра Надежды Алексеевой, мне интересно работать с ней и с её командой, вместе решать сложные творческие задачи. Хотя, конечно, иногда мысли бывают, что уже невозможно сделать что-то новое по свету. Но все в итоге решается позитивно. Например, было очень сложно оформлять кукольный спектакль «Мышкин дом». Здесь специфика такова, что кукла должна освещаться ровно, зрителю нужно видеть её лицо. Тогда как мне хочется показать какие-то яркие картинки, эмоции, но здесь на первый план выходит именно кукла. Надо признаться, тогда я немало понервничала при подготовке постановки...

Фото из архива театра "Малый"