Суббота, 04 января 2025

Редакция

«Динь-динь-динь!» — колокольчик звенит. Этот звон, этот звук много мне говорит

Звон колокольчиков — добрая примета

В Валдае открылся уникальный колокольный центр

В конце прошлого года «НВ» сообщали, что скоро в Валдае откроется Музей колоколов. И это «скоро» случилось. Правда, только 5 июня.

В присутствии горожан, ведущих кампанологов страны, начальства Новгородского музея-заповедника, руководителей района и области перед входом в двухэтажный кирпичный особняк начала ХХ века, построенный рядом с древним трактом из Петербурга в Москву, перерезали красную ленточку. Ещё в 2003 году строение было передано музею. Была мысль оформить в нём галерею. Но сотрудники музея заявили твёрдо: помилуйте, какие картины, когда у нас имеются другие сокровища?

14fotoВсем колокольным миром

Открывался Центр торжественно, под трезвон, исполняемый на переносной звоннице, и звоны маленьких колокольчиков, которые предусмотрительно были розданы многочисленным участникам церемонии. Уж очень и мне хотелось поболтать языком, разумеется, колокольным. Отчего я от души из стороны в сторону махала металлической формой. Важные события на Руси всегда отмечались колокольным звоном. С появлением нового музея Валдай займёт если не первое, то уж точно почётное место среди городов, пропагандирующих колокольное искусство.

— Реставрация здания, составление экспозиции заняли не один год. Открытие этого музейного центра показывает прежде всего историческое и культурное значении Новгородской земли, — сказала генеральный директор музея-заповедника Наталья ГРИГОРЬЕВА. — На создание его экспозиции Всемирный банк реконструкции и развития выделил 14,5 миллиона рублей, около 5 миллионов были предоставлены из средств музея-заповедника.

Ежегодно музеи Валдая посещают около 70 тыс. человек. Новые экспозиционные залы позволят увеличить приток посетителей не менее чем на 10%. По крайней мере, на это рассчитывают в Центре.

Между тем мне думалось не об экономических формулировках и резонах... Сколько образов и аллегорий о колоколах! Голос неба, биение Божьего сердца, призыв к молитве. А мне более симпатично их сравнение с женской юбкой, из-под которой игриво выглядывает женская ножка. Поэтическая версия возникновения колокольного промысла на Валдае гласит, что здешние мастера выходили на берег озера, где девушки пели песни. Поэтому и напоминают колокольчики силуэты красавиц, а их звук — звонкие голоса девушек.

Журналистам старший научный сотрудник Валдайского филиала музея, член правления Ассоциации колокольного искусства России Надежда ЯКОВЛЕВА перед экскурсией сообщила, что, пожалуй, и к лучшему, что он создавался так долго. Это дало возможность в его организации принять участие всему колокольному миру. Одни специалисты отдавали ценные предметы, другие делились своими теоретическими наработками, третьи подсказывали идеи. В результате получилась современная, стильная экспозиция, где каждый колокол занял своё место, выверенное и эпохой, и его предназначением, и страной, откуда он прибыл.

14gostВижу згу!

Центр знакомит с колокольной историей от глубокой древности до нашего времени, с возрождением в России практики литья колоколов. В коллекции помимо отечественных есть и привезённые из разных уголков земного шара: из Швеции, Финляндии, а также Китая, Вьетнама, Индии. А так как, кроме неотъемлемой составляющей религиозных ритуалов, колокола были незаменимой вещью в быту и во множестве профессий, в Центре можно увидеть колокола корабельные, театральные, пожарные, школьные и, конечно, поддужные, которыми прославился Валдай. Главным образом они использовались в почтовых и курьерских тройках, подвешивались под дугой коренника, средней лошади.

— Колокольчик под дугой был словно искринка в плохую погоду, сопровождающуюся непроглядной тьмой. Он подвешивался под колечком, через которое проходила упряжь. И называлось оно «зга», отсюда и выражение «ни зги не видно», — просветила нас Яковлева.

Ещё одной особенностью валдайского колокольчика была обязательная надпись на нём. «Это важно, — рассказывает Надежда Петровна. — Колокол говорит то, что на нём написано». Такие своеобразные sms-сообщения во Вселенную. Самое распространённое из Валдая было: «Кого люблю, того дарю». И именно «того», а не «тому». Во фразе, переиначенной на нынешний лад, теряется сакральный смысл, а он в том, что дарить надо то, что дорого, с любовью сделано. И, в общем-то, тогда люди счастливы, когда берут их подарки.

Валдайские колокольчики стали настолько популярны, что в начале ХХ века их стали беспардонно подделывать за границей. Есть в фондах музея польский экземпляр — точная копия русского, на котором сохранены и фраза, и имя валдайского мастера XIX века. А вот шведский умелец взял да и перевёл самую популярную колокольную надпись в России. Вышло у него следующее: «Кто меня разобьет, того чёрт полюбит». Тоже вроде про любовь, но совершенно иную.
Кстати, с помощью компьютерной игры посетитель музея на тачскрин-столе самостоятельно может запрячь виртуальную тройку или сотворить колокольчик, опять же виртуальный. И сразу же по электронной почте отправить его в качестве презента. Тонко, оригинально, увлекательно. Предупреждаю, с первого раза может и не получиться.

За тридевять земель14fasad

В фондах Центра — почти тысяча подлинных предметов. Для сравнения: в конце 70-х годов ХХ века, когда в Валдае только приступили к комплектованию фондов Музея колоколов, продолжающего, к слову, свою работу в церкви святой Великомученицы Екатерины, экспонатов было всего пять.

— В 80-м году проводили Олимпиаду. Поскольку Валдай располагается на федеральной трассе, он оказался в числе олимпийских объектов. Советский Союз преимущественно у иностранных гостей ассоциировался с икрой, матрёшками и колокольчиками. И в Валдае надо было показать то, что является нашей изюминкой, т.е. изделия колокольного ремесла. А их-то и не сохранилось. Потомки мастеров долгое время скрывали своё происхождение. Боялись. И только сейчас они стали говорить о себе, — поясняет Надежда Яковлева тему о том, с чего собственно всё начиналось.

С годами, когда накопилось достаточное количество вещей, коллекция подкрепилась научно-исследовательскими материалами, амбиции сотрудников музея поднялись на новый уровень: а почему бы уникальность валдайского колокольчика не показать в сравнении с другими. Благо, что судьба сводила с благотворителями, щедро делившимися экспонатами.
Востоковед и писатель Олег БАВЫКИН — один из них. Свой первый колокольчик, привезённый из Вьетнама, передал музею колоколов в 96-м году, последний, из марокканского Танжера, преподнёс, как только закончилась официальная часть церемонии открытия Центра.

— На Валдае у меня второй дом. И первым делом, бывая в командировках в Китае, во Вьетнаме, арабских странах, начинаю искать колокола и колокольчики. Это уже какая-то генетическая память — собирать их по миру, — рассказал мне Олег Митрофанович перед витриной колоколов с архаичными формами, где большинство вещей подарено им. — Предметы, подобные тем, что находил раньше, в настоящее время я бы уже не обнаружил. Например, гирлянду колокольчиков для верблюдов я купил в Сирии, в старом городе Алеппо, который сегодня сильно разрушен войной. С ними караван уходил в Мекку.

Звени всегда, звени везде14musei

Внутри вручённого мне колокольчика выгравирован электронный адрес предприятия, где его изготовили. Неужели китайский? Отлегло: колокольчик родной, новгородский. А как обстоят дела в самом Валдае?

После Октябрьской революции по всей стране колокольное производство прекращало своё существование. Любые революции, как известно, борются с Богом. Первым уничтожается то, что с ним связывает людей. А потом спустя десятилетия простреленные и покалеченные колокола становятся экспонатами. В Центре выставлен такой. По его звону определялся рабочий день заключённых в ленинградской исправительной колонии. Туда были сосланы и главные мастера Валдая — братья Усачёвы, колокольный завод которых закрылся самым последним в России, в январе 30-го года.

— В здании Центра есть небольшое подвальное помещение, которое нам хотелось приспособить под литейную мастерскую. Чтобы после экскурсии посетители могли посмотреть, как изготавливаются колокольчики. Но, к сожалению, в нынешних условиях этого не удалось сделать. Пожарные не разрешили, — поясняет заместитель генерального директора музея-заповедника Татьяна КАЗАРМЩИКОВА.

И всё же смотреть на колокола и не слышать их звучания — неправильно. Молчаливый колокол — как человек без интереса, никакой, в общем. Для демонстрации звона выбрано пространство Екатерининской церкви, акустика там, говорят в музее, подходящая.

Валдайский район

Фото Владимира БОГДАНОВА