Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Якоря и смыслы

Экспозиция была открыта буквально любому прохожему

Великий Новгород накрыла последняя выставочная волна

Праздник «Белая ночь современного искусства» стартовал в пятницу, 19 июня, с открытия четырех новых экспозиций. Нет, не так. Как театр начинается с вешалки, так и праздник начался не в выставочных залах, а еще на улице.

 

Прогулка по Новмартру

 

Называлось действо Новмартром, по аналогии с Монмартром, само собой. У входа в «Диалог» — скульптура из старых стульев. Рядом на помосте спит мужчина, подставив лицо солнцу. То ли он часть инсталляции, то ли просто притомился. Поди его пойми, это современное искусство! Тут ведь смысл, как и красота, в глазах смотрящего. При должном старании можно додуматься до того, что и лужа на тротуаре что­нибудь символизирует.

Кстати, о глубине. «Сорванные якоря» — первая выставка молодого новгородского художника Дмитрия ОСИПОВА, который относит свое творчество к абстрактному импрессионизму. По его мнению, искусство потеряло важную магическую составляющую. Обращаясь к древним символам, он пытается восстановить забытое, практически первобытное понимание живописи.

Загляни в глаза чудовищ

Из всех выставок только эта включает в себя живопись. Все остальные — мастеров фотографии. Самый опытный — рушанин Владимир Павлович МАНЖОС, руководитель фотостудии «Фокус» при центре культуры «Русич». В июле Владимиру Павловичу исполнится восемьдесят лет, а заниматься фотографией он начал в шестнадцать. Для нынешней выставки он отобрал самые удачные свои снимки за все время.

— Мой конек — репортажная съемка с обязательным включением жанра — портрета, пейзажа. Узкая специализация вредна, — говорит он. — Фотография должна иметь социальную направленность, не должна быть аполитичной. Получилось ли у меня следовать своему кредо — вам судить.

В его фотографиях — застывшие мгновения времени, приметы эпохи, лица, события. Жизнь, слезы, любовь. «Есть два типа фотографов — рыбак и охотник. Один встает на место и к концу дня набирает несколько интересных снимков. Второй бродит по городу и ловит мгновения, пытаясь найти секунду, в которой отразятся многие смыслы. Владимир Павлович великолепно умеет это делать», — высказывает, пожалуй, общее мнение посетителей руководитель выставочного центра Сергей ПУХАЧЕВ.

Вопреки совету мэтра не ограничиваться одним жанром, молодой фотограф Александр МИХАЙЛОВ посвятил себя макросъемке. В его объектив попадают не только цветы и бабочки, но и, например, огромные мохнатые пауки. Но не спешите кричать «Фу!» — фотограф как раз хотел подчеркнуть, что в арсенале матери­природы есть не только привычная нам красота, и каждая божья тварь прекрасна по­своему.

Техника, которую использует фотограф, позволяет снимать с расстояния в 20–30 см, поэтому насекомые не пугаются человека. Как у него выходит замечать в траве всякую мелюзгу, Александр не знает. Просто берет на прогулки камеру и смотрит не на пейзаж в целом, а на отдельные детали. Хотя был случай: как­то раз в гостях принял большого паука за садовое украшение.

Из жизни островитян

Слово «Крым» нынче произносить рискованно: того и гляди, втянут в дискуссию с непредсказуемым исходом. Может, потому Михаил МОРДАСОВ свою серию фотографий назвал «Остров Крым» — как роман Василия Аксёнова, который был написал в 1979 году. Роман сатирический, но допущения, не соответствующие реальности, в нем есть, и главное, что Крым — остров, который долгое время развивался самостоятельно, но потом вошел в состав СССР. Ничем хорошим это не закончилось.

Скажете, посыл выставки очевиден? Вовсе нет. Объективно сказать, к добру или к худу перемены в судьбе Крыма, можно будет лишь спустя десятилетия. Пока что Михаил Мордасов ставит перед собой задачу выслушать и запечатлеть участников событий, прочувствовать, каково им жить в эпоху перемен.

Фото Владимира МАЛЫГИНА