Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Миллениум моей души

Грущу с тобой, земля моя, и радуюсь с тобой

Старое Ракомо отметило своё 1000-летие

Качалась на ветру лампада. Синело небо, наполняя храм ярким дневным светом. «Господи, помилуй...».

В полуразрушенной ракомской церкви шел молебен.

Еще совсем недавно — минуты не остыли! — из храма выкатывала тачка. У стен — отвалы из осыпи штукатурки, раствора, обломков кирпича. А уже служба. Рядом — «Раз, раз-два, раз...» — пробуют микрофон на сцене.

Как случилось, что совпали тысячелетие деревни, праздник и молебен на стройке?

Юбилей все равно был бы. А субботник, полтора месяца день в день, в плане не значился. Те, кто его организовал, Бог весть сколько раз проезжали мимо. И вдруг встали, пошли смотреть. Потом — на переговоры. Кому — совпадение, кому — знак.

Ракомо — это...

...ворота в Поозерье. Первая деревня на пути.

Часовня Михаила Клопского с источником, который, по легенде, открылся благодаря святому и его посоху. Крещенская купель. Круглый год — машины у обочины, снующий с пластиковыми бутылями народ.

Свадьбы. По неписаной традиции новобрачные — к Знаменской церкви.23batushka

Центр поселения все же. Причем активно разрастающегося. Горожане-дачники, горожане-переселенцы. Домик к дому, деревня к городу. Поди через год придорожную табличку с надписью «Старое Ракомо» снова перенесут. Ладно, пусть носят. Лишь бы не оптимизировали. Был же проект укрупнения, по которому в Поозерье вообще не осталось бы центра поселения. Но народ на сходе не пожелал сходиться с «какой-то Панковкой».

Но сколько Ракомо ни стройся, ни молодись, так и будешь Старым. Не зря же неподалеку Новое стоит. Всего-то мостик через Ракомку перейти да полем немного.

В духе времени

Где в ракомских полях была «резиденция» князя Ярослава. Была ли? Доподлинно известно, что молодой князь в 1015 году принял славных мужей новгородских у себя в Ракоме.

— Новгородцы подговорили князя не платить Киеву, — повествует нам профессор НовГУ, кандидат исторических наук и просто поозер Василий АНДРЕЕВ. — Ведь дань была огромная — три тысячи гривен или шесть центнеров серебра. Часть «сэкономленных» денег пошла на то, чтобы нанять рать. Ярослав же понимал, что хоть киевский князь Владимир ему и папа, вольность сыновью просто так не оставит. Наемники-варяги, заскучав без работы, принялись насильничать «мужатых жен». За что новгородцы этих своих защитников от киевского гнева и порешили. И в свою очередь пострадали от сильно осерчавшего на них Ярослава. Обманом зазвав их на пир в Ракомо, князь приказал гостей убить. Все в духе времени. И надо же такому случиться, на следующий день после этого «радушного приема» к князю прибыл гонец от сестры Предславы. Вести привез нехорошие: «Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса, а на Глеба послал, берегись его очень». Пришлось Ярославу мириться с новгородцами. «В безумии своем...» — он нашел нужные слова. Не зря в будущем его назовут Мудрым. Все на те же «сэкономленные» деньги наняли новых варягов и выступили на Киев, дабы изгнать Окаянного. Что и было успешно сделано. Ярослав щедро наградил победителей и дал новгородцам устав — первые главы знаменитой «Русской правды».

23zriteliВот так на Руси зарождалось правовое государство. К чему Ракомо оказалось причастным. Уж попало так попало в историю. С первого же летописного упоминания.

Потом — как бы выпало. До XV века, объявившись государевым селом в 47 дворов. Дальше история простая: владел тот-то, продал тому-то. Но народ множился: в начале XX века в селе насчитывалось 500 душ.

Жива душа

Каменная церковь Знамения Божией Матери с колокольней была возведена в 1824 году на средства помещика Семевского. И благополучно простояла до 1943 года, когда прямо во время богослужения купол прошил снаряд. В послевоенные годы попыток к восстановлению разрушавшейся церкви не предпринималось. Вплоть до последних дней. Если, конечно, произведенная расчистка храма — только прелюдия к чему-то большему.

— Молимся и надеемся, — говорит священник Александр ФРОЛОВ, окормляющий Поозерье.

Он вспоминает, как несколько лет назад в Менюше некий бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным, порадел о временной кровле, чтобы спасти храм от дальнейшего разрушения. Это нужно сделать и в Ракоме. А уже потом приступать к разработке проекта реставрации и к ней самой.

Сейчас — пора согласований, формальных, но необходимых процедур. Достаточно сказать, что охраняемый государством объект не числится ни на каком балансе. Епархиальное управление, орган охраны культурного наследия и благотворители — вот треугольник для поиска решения.

Организаторы того самого большого субботника сказали корреспонденту «НВ», что располагают возможностями для дальнейших восстановительных работ. «Иначе и не начинали бы! Мы не свернем, а там — как Бог даст».

Лиха беда — начало. Там, глядишь, и общественность подключится, внеся посильный вклад. Очень вовремя в поселении растут дома.

— Будет инициатива от людей, мы не останемся в стороне, — заверил глава администрации Новгородского района Анатолий ШВЕЦОВ.

Все верно, храм должен быть востребован.

Знаково

Молебен, состоявшийся в нем в день, когда Ракомо праздновало свое тысячелетие, — не первый после долгого перерыва. В последние годы хотя бы на День деревни глава поселения Галина ИВАНОВА регулярно приглашала отца Александра. В этот раз батюшка привез с собой певчих из храма Василия Великого, единственного в Поозерье, где молитва никогда не прекращалась.

Откуда, из каких глубин, изо всех этих «хорошо бы» и «надо бы», прорастает вдруг воля? Мне самому приходилось слышать: «Я хотел бы восстановить эту церковь!». Именно эту.

Еще в начале июня глава и священник рассуждали при встрече, как было бы хорошо хотя бы мусор вынести из храма. И вдруг — инициативная группа жителей Великого Новгорода. С семьями, друзьями. Для верующих происшедшее — как знак Божий. Не менее зримый, чем тот памятный знак, посвященный 1000-летию Ракома, который стоит теперь перед храмом. Инициатива тому была поселенческая.

А праздник... Вроде немало собралось народу, а ощущение — чего-то домашнего, семейного. Чествовали лучших людей, долгожителей, юбиляров — кого лично, кого в паре, семьи с новорожденными... Пели, танцевали (местный клуб точно не сидит без работы). Пробовали угощение — уху.

Высоко вверху над этим неторопливым действом — день отдыха селяне не заработали, что ли? — проплывали облака. И кто-то очень большой раскинул руки в полнеба, будто желая всех обнять.

Новгородский район

Фото Владимира БОГДАНОВА