или Как можно не только нарисовать, но и насыпать картину
Новгородские психологи давно уже в качестве одного из методов арт-терапии используют рисование песком. Говорят, подобные сеансы помогают их подопечным раскрыться: образно поведать то, о чем не решаются сказать вслух, а потом одним махом стереть изображенные переживания.
Особенно хороший эффект, по утверждению специалистов, дают такие занятия с детьми.
Но если арт-терапией сегодня уже никого не удивишь, то вот песочные картины и шоу в нашем городе в новинку. Точнее сказать, пока для широкой аудитории пропускать песок сквозь пальцы рискует только одна художница — Ксения ИНОЗЕМЦЕВА. «НВ» побывали на первом творческом вечере мастера и оценили ее работы.
Необычный Sand Art
Вообще, как рассказывают знатоки, рисование песком или sand art появилось в 70-х годах прошлого века. Тогда американский аниматор Кэролайн Лиф создала первый фильм «Песок». Позже ее опыт переняли другие мультипликаторы: стали делать небольшие песочные ленты без склейки и монтажа.
Однако, как гласит Интернет, более глубокие корни песочной анимации можно найти в буддизме — в духовной практике построения Мандалы. Мандала — буддийская модель Вселенной, обитель всех просветленных существ. Эти произведения искусства составляются по строгим канонам из мелкотолченого окрашенного мрамора. Их после создания нельзя оставлять как экспонат, ведь главное назначение Мандалы — служить основой для медитативной практики, а не для любования и копирования.
Что касается песочной арт-терапии, то ее появлению мы обязаны известному швейцарскому психиатру Карлу Юнгу, который, нуждаясь в эмоциональной поддержке, рисовал мандалы, в том числе и на песке...
Из песочницы к холсту
Но вернемся к делам сегодняшним. То, как Ксения Иноземцева рисует песком на подсвеченном столе, изображение с которого проецируется на большой экран, я впервые увидела осенью 2014 года — на открытии фестиваля молодежного короткометражного кино «Первый шаг». Она быстро и ловко насыпала целый фильм из истории мирового кинематографа, с узнаваемым поездом братьев Люмьер, Чарли Чаплином, голливудскими и отечественными шедеврами. Тогда вспомнилась известная киношная фраза про ловкость рук и никакого мошенничества. И осталось ощущение, что показали что-то стоящее. Хоть и из песка.
А этой весной художница заявила о себе уже во весь голос, представив в Ночь музеев в новгородском кремле программу «Тайны Владычной палаты», разработанную вместе с научными работниками музея-заповедника.
— Я из Ленинградской области. Учусь в НовГУ на дизайнера. В моей семье никто не рисует. Я увлеклась художественным направлением в школе. Но больше меня всегда занимала анимация, — говорит о себе Ксения. — Когда услышала, что в Новгороде открылась студия детской мультипликации «Дробыш», сразу пошла устраиваться туда преподавателем — сначала показать ребятишкам, как можно рисовать песком в разных техниках. Но затем увлеклась и начала придумывать сюжеты — не отдельные картинки, а связанные общей темой фрагменты. Стали получаться, если так можно сказать, мини-фильмы.
Сейчас в арсенале песочных дел мастера три оживленные ею легенды из истории Новгорода, которые Ксения после успешной премьеры в Ночь музеев периодически повторяет для туристов под сводами Грановитой палаты. А еще сюжет на военную тему и зарисовка по мотивам «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. В ближайших планах еще один фильм на тему Великой Отечественной — по письмам солдат с фронта.
— Песком рисовать намного сложнее, чем карандашом или кистью. Обдумывая сюжет, я вначале делаю эскизы на блокноте, продумываю связки между кадрами, ведь нельзя просто взять и рукой смазать предыдущий. И только когда на бумаге проработаю варианты и выберу оптимальный, начинаю набивать руку на столе с песком, — делится секретами ремесла Иноземцева. — Перед зрителями картинки должны меняться, как и в обычном мультфильме, — динамично. Быстрота и точность изображения достигаются только тренировками. И тут важно все мелочи учесть, даже длину ногтей на руках.
По словам художницы, в мегаполисах песочные шоу стали уже привычным явлением. Новгород же пока только присматривается. Но присматривается любопытством.
Вопрос на засыпку
Подтверждением того, что интерес к фильмам из песка действительно есть, стал полный зал кремлёвского Лектория, где у Иноземцевой прошел творческий вечер. Немало среди зрителей было семей с детьми, что, как признались специалисты музея, стало полной неожиданностью, поскольку все работы Ксении, за исключением сказочного путешествия Алисы, предназначены для взрослой аудитории.
А взрослые, возможно, и поспорили бы по поводу нарисованного и насыпанного Ксенией. С одной стороны, художница отлично проработала Софийский собор, звонницу, обобщенное изображение священнослужителей, Чеширского кота и юной мечтательницы, нашла способ смены кадров. Но с другой, по ходу действа часто именно из них и строила композицию, не добавляя ничего нового.
И, к сожалению, подвел звук. Иноземцева иллюстрированно сопровождает три легенды Грановитой палаты: о том, как Иван Грозный сурово обошелся с новгородцами, о святом Иоанне и бесе и о битве с суздальцами. Текст записан на диск. И если под округлыми сводами небольших помещений палаты слышно хорошо, то в большом зале Лектория с его особой акустикой звук разлетается. Зрители даже попросили ведущих после показа еще раз пересказать легенды.
Но на интерес публики это не повлияло. Дети и родители обступили светящийся стол с песком и художницу. Ребятишки еще и остались после шоу на мастер-класс. Просили показать приемы, спрашивали, где и у кого можно научиться рисовать таким способом. Она ответила, что пока в Новгороде специально никто не обучает технике sand art.
— Но это пока, — пришел на помощь Ксении заведующий отделом культурных программ музея Виктор НАЗАРОВ. — Наш совместный проект «Тайны Владычной палаты» оказался удачным — туристам нравится песочное действо. Особенно дети в восторге. Мы решили продолжить развивать это направление и открыть студию песочной анимации «Рисунки мальчика Онфима». Сейчас готовим помещение, закупаем оборудование.
* * *
Студия будет работать в Детском музейном центре. Открытие намечено на осень. Для Ксении Иноземцевой это станет новым творческим проектом.
Фото Владимира БОГДАНОВА