Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

История в сеточку

Лихачёв приравнивал Нередицкий храм к Красной площади

Памятник ЮНЕСКО продолжают отгораживать от «посторонних»

То есть от новгородцев, туристов, вообще всех, кто придет к Нередицкому холму, на котором стоит храм Спаса. С 1198 года стоит.

Ни при царях, ни при генсекретарях никто на свято место не посягал. Правда, в послевоенные годы деревня Нередица несколько приблизилась к церкви. Но с противоположной стороны — напротив дороги на Рюриково городище — холм был чист.

В прошлом году над перекрестком дорог, ведущих в деревню и на городище, навис непритязательный дом. Впоследствии прикинувшийся баней — когда районные власти обратились в суд с иском о сносе. Поскольку баня — не капитальное строение, и в соответствии с регламентами (самими же чиновниками разработанными) построить ее собственники, имеющие статус личного подсобного хозяйства, были вправе. Хоть и на «исторических сотках». Все сделано на опережение проекта охранных зон, разработка которого была начата по заказу Министерства культуры.

Потом, уже в июне нынешнего года, общественность спохватилась, что и участок, примыкающий к «бане», огораживается. Письма отправлены. Даже на имя президента — больше некому уже писать. Забор успешно воздвигнут. Ровненький такой, в зеленую сеточку.

— У меня нет слов! — это Татьяна РОМАШКЕВИЧ, художник-реставратор, чья работа уже долгие годы связана со Спас-Нередицким храмом. — Академик Лихачев приравнивал по значению этот исторический пейзаж, не менявшийся с XII века, к Красной площади, к стрелке Васильевского острова. Но несколько человек его успешно узурпируют. Это международный позор. Это просто какой-то ИГИЛ. Кто еще в наш век разрушает памятники?

Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника, проводит другую аналогию, но не менее хлестко:

— Этот забор с проволокой мне лично напоминает концлагерь. Не для людей, а для памятника, являющегося гордостью России. На мой взгляд, в данном случае уже недостаточно говорить о чьем-то элементарном невежестве.

Эмоциональный накал необыкновенно высок. Но по ту сторону забора, видимо, готовы держать оборону. Недавно на холме побывал директор музея художественной культуры новгородской земли Сергей БОГДАНОВ. Вообще-то он направлялся на городище, но увидев ограду, изменил направление. Разговора с теми, кто ее городил, у Сергея Борисовича не получилось. От его вопросов отмахнулись. Черенком от лопаты.
«НВ» уже рассказывали («На холме у Спаса», 17 июня с. г.) о первой волне наступления на Нередицкий холм. На рубеже 1990-х годов ее удалось отбить. За исключением дома у подножия холма — гражданин Радиев, бывший зампредрайисполкома, проигнорировал решение Верховного суда о сносе!

И, видимо, та история придает сил этой семье. Представьте себе, здесь все ее — оконечность холма от дома из 1990-х до «бани» 2014 года постройки. Одно семейство против города и даже государства. Мыслимо ли? Когда и с чьей помощью поднялись такие исполинские фигуры, способные заслонить собою памятник ЮНЕСКО? Неужто и впрямь никто не указ тем, кто по факту приватизирует нашу с вами историю?

Светлана КУЗЬМЕНКО, руководитель комитета государственной охраны объектов культурного наследия, уверяет, что это не так:

— Очевидно, люди не понимают, что совершают противозаконные действия и что в конечном счете делают это во вред самим себе.

По словам Светланы Никитичны, не далее как в конце августа состоится еще суд по иску об обязании гражданки Радиевой снести дом (или баню, как ей самой угодно думать). Мол, собраны все необходимые документы для того, чтобы рассчитывать на положительный для памятника исход дела.

Кстати, о документах. В скором времени ожидается включение в региональный реестр охраняемых объектов селища на Нередицком холме. С точными границами и четкими охранными обязательствами.

Аналогичным образом развивается ситуация и с проектом охранных зон федерального памятника — церкви. Историко-культурная экспертиза проведена, осталось также дождаться включения объекта в реестр, и тогда...

Собственно, алгоритм решения прописан в акте экспертизы. Касаемо «бани» там говорится о демонтаже. Что до прочей забористости, то для ясности можно заглянуть на сайт Минкульта (раздел охраны культурного наследия, приказы) и убедиться в недвусмысленности названного документа. Строительство временных и капитальных объектов, нарушающих визуальное восприятие со стороны реки Волхов и Рюрикова городища, запрещается.

Но все это пока только на бумаге.

Фото Владимира МАЛЫГИНА