Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

В четырёх стенах

Работы художниц ждут своего зрителя и покупателя

Новая выставка в Музее художественной культуры Новгородской земли объединила гобелен, батик и народный русский костюм

Рассматривая работы трёх известных новгородских художниц-рукодельниц, представленные на выставке «Сквозь века», понимаешь, что место им совсем не в музее. Но не стоит такое замечание воспринимать как критику. Напротив, это досада. По поводу того, что таким вещам приходится жить в экспозиционном пространстве.

Гобелены Надежды ДЗЮБЫ придали бы дополнительный лоск офисам бизнес-центров. Шёлковые картины Светланы ГАРБАР создали бы необходимую атмосферу в кафешках и ресторанах для всей семьи. Народный сарафан от Дины ЧАЙНИКОВОЙ хочется примерить, а не смотреть на него.

Об утилитарном предназначении своих работ художницы, конечно, знают. В конце концов любой труд, тем более трудоёмкий, не может быть неоценённым. Да и расходные материалы стоят денег.

— Мне нравится выставочная жизнь. Но, наверное, я уже подошла к такому моменту, когда готова расстаться со своими работами, — говорила Надежда Дзюба у полотна, которое выткала больше 10 лет назад. — Но мы живём не в том регионе, где есть заказчики, которые могут позволить себе приобрести картину в интерьер. В Новгороде никто не готов к таким тратам. Сейчас продвигать моё творчество в интернете помогает внучка Маша.

Вот и народный художник России Борис НЕПОМНЯЩИЙ, открывая выставку, говорил больше не о талантах её авторов, не о техниках, а о том, что работы художников не должны залёживаться на хранении.

— Мы отличаемся от сахарной Европы тем, что там художник может позволить себе сделать выставку раз в два года. После неё в его мастерской не окажется ни одной старой работы — все они будут распроданы. У нас художников много, а людей, кто может себе позволить оценить искусство и приобрести его для жизни, для своего пространства, мало, — сообщил он немного с грустью.

Мастерицы в ответ кивали головой. И публика тоже. Впрочем, не унывать же. Наш художник, а если он ещё и женщина, меньше всего думает о меркантильных интересах.25kart1

— Женщина, делая что-либо — варит ли суп или вышивает рубашку, — должна заряжать это своей энергией. Позитивной, созидательной. Так же и в ручной росписи. В батике каждый мазок и точка должны выполняться с намерением вложить в них что-то ценное, — рассказала Светлана Гарбар. Кстати, её картины пользуются спросом. Уходят в качестве подарков. А бывает, и за плату.

В нарядах от Дины Чайниковой, занимающейся реконструкцией традиционных женских головных уборов и костюмов северо-западного региона более двух десятков лет, водили экскурсии аниматоры новгородского центра туризма «Красная изба»: посадник Сбыслав Якунович и его супруга-посадница. Между тем сама Дина Константиновна с большим желанием рассказывает не о заказах, а о выставках.

В год ей удаётся организовать 3—4 экспозиции. Имя мастерицы хорошо знают в Ленинградской, Тверской, Белгородской, Псковской областях. Признаётся, что каждый раз, когда она открывает для себя новые наряды из крестьянской моды XVII — начала XX веков, сразу возникает желание разобраться в технологии их кроя, пошива и вышивки:

— Опять беру иголку, сажусь и шью, шью... Себе на удивление. Делаю авторские копии на основе предметов исторических музеев, книг по этнографии. Работаю с реставрационными мастерскими. В интернете можно найти мои брошюры. И я благословляю всех, кто решил посвятить себя созданию народных костюмов.

Организаторы выставки рассчитывают, что она перерастёт в проект, в котором примут участие как можно больше мастеров и мастериц, использующих в своих работах текстиль.

— Текстиль объединил пока трёх художниц, — поясняет Надежда Дзюба. — Для нас он стал своеобразным творческим языком. На нём мы разговариваем много лет. Но этот язык понятен не только нам, но и зрителям. Ткань сопровождает человека всю жизнь. Проект открыт для тех, кто делает куклы, занимается лоскутной техникой и валянием, шьёт современные костюмы...

Наверняка такие художники объявятся. Придут в экспозиционные залы и посетители. Но появятся ли среди них заказчики? Без них искусству не справиться.

Фото Владимира МАЛЫГИНА