Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Сюита № 347

Сергей Пухачев: «Новгородский зритель охотно идёт на именитых художников»

Чем искушал мир Пабло Пикассо на склоне лет

Красочные афиши о выставке, на которых — крупно имя художника и его знаменитая роспись, безусловно, обращают на себя внимание. И значок в углу «18+».

Надо заметить, за последние два-три года Великий Новгород успел привыкнуть к экспозициям знаменитостей. Сальвадор Дали, Марк Шагал, Анри Матисс... Да и основоположник кубизма у нас уже выставлялся. Но Suite 347 — особый цикл графики Пикассо на тему эротики, истории и мастеров живописи разных эпох.

Цикл создан мастером в 1968 году, за пять лет до смерти. Французская Ривьера, молодая жена... Мастеру же — 87 лет. Можно предположить, что он чувствовал... Тогда же за ним замечается все возрастающая тяга к подглядыванию. Но при всем при этом он демонстрировал колоссальную работоспособность — выдавал в день по готовой гравюре. И так в течение семи месяцев! — рассказывает Сергей ПУХАЧЕВ, руководитель новгородского Центра современного искусства (ЦСИ), в котором разместилась выставка. — Всего он оставил 347 работ цикла. Еще при жизни Пикассо с каждой было сделано 50 копий, которые моментально разошлись по частным коллекциям. В начале 90-х в технике литографии напечатали еще 300 копий. Процесс этот контролировали родственники художника. Каждая литография имеет сертификат подлинности. И именно эти работы и экспонируются сейчас в городах разных стран.

В Новгороде представлены 105 литографий. На всех — обнаженные или полуобнаженные тела, порой — в довольно откровенных позах. Вот Папа Юлий II подглядывает за Рафаэлем и Форнариной. А вот дама пышных форм, ассоциирующаяся с картинами Рубенса. И да, почти везде Пикассо тоже подглядывает. Но не нагло, пошло и вожделенно, а как бы случайно. И очень иронично. Он подвергает иронии себя, свое время. И бросает вызов признанным мастерам Ренессанса и Барокко. Многие работы — на грани дозволенного, но не за ней.

Штриховка небрежна, много свободного места. Кажется, смотришь на некие наброски каких-то незаконченных графических работ — словно мастер сел и с легкостью накидал на листы свои идеи.

— Это кажущаяся простота. На самом деле все сюжеты продуманы и выстроены композиционно и графически, — поясняет Пухачев. — Возможно, рука мастера и быстро бегала по бумаге, но везде видна художественная линия. Вот слишком большая рука у человека — это его характерный прием с увеличением деталей. Элементы кубизма присутствуют. А вот необычные повороты тела, которые при этом органично смотрятся, Пикассо всегда удавались. Что касается женских тел, в отличие от Рембрандта, в полотнах которого сохраняется загадка, нераскрытая нагота, испанец все показывает напрямую — голые тела в чистом виде. И это тоже отличительная манера Пикассо.

Открывая такую необычную выставку в августе, когда многие горожане в отпусках, в ЦСИ шли на риск. Но опасения, к счастью, не оправдались: новгородцы и туристы проявляют интерес к Suite 347.

Ну а следующим из великих художников, знаменитые работы которого на библейскую тему мы в скором времени, вполне возможно, увидим, станет француз Гюстав Доре...

Фото Владимира БОГДАНОВА