Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

В интерьере ушедших времён

Как говорит Валерий, одним неловким движением можно испортить антикварную вещь навсегда

Валерий Мисевич — единственный в области реставратор музейной мебели

Что определяет профессиональную судьбу человека? Безусловно, не последнюю роль играет его образование, характер. А ещё случай. Пожалуй, всё так и произошло у Валерия МИСЕВИЧА, реставратора Новгородского музея-заповедника.

Из столяров в реставраторы

Внешность Валерия сильно контрастирует с портретом реставратора, который засел в моем сознании. Представлялось, что восстановлением старинных предметов могут заниматься только специалисты в годах и обязательно в старом, потрёпанном халате. Оказалось, что ничуть.

— В музей я пришёл работать в начале 2000-х. По профессии — столяр. Закончил профессиональное училище № 15 в Великом Новгороде. Устроился в экспозиционно-выставочный отдел, — рассказывает Валерий. — От меня требовалось вешать картины, оформлять выставки. Спустя некоторое время, когда в церкви Георгия на Торгу воссоздавали обстановку новгородского фотоателье конца ХIХ — начала ХХ веков, предложили попробовать отреставрировать столик и два стула. Начальству моя работа понравилась. Так и начал приводить в порядок всю экспозиционную мебель в музее.

До этого, конечно, музей занимался реставрацией старинной мебели. Но её отсылали мастерам в Пушкин. Как говорит Мисевич, по одному экспонату в год.

Эксперимент с мебелью для фотоателье понравился и Валерию. Почувствовал: вот где может себя по-настоящему реализовать. Не то что картины развешивать. Впрочем, до сих пор его основные обязанности связаны с подготовкой экспозиций, а мебель реставрирует в свободное от неё время. И это лишь доказывает, что профессия реставратора стала для новгородца любимым делом.

— В реставрации есть правило: по максимуму сохранить авторские элементы, в том числе и оригинальное лаковое покрытие, — говорит он. — Мебель, чтобы она дальше не разрушалась, консервируют. И потом её по прямому назначению больше не используют. Она — украшение. Русские краснодеревщики с удовольствием копировали модели западной мебели. Но применяли не красное дерево или орех, а карельскую берёзу, у которой узорчатая, мраморная древесина.

Новое ремесло Мисевич осваивал по книгам. Когда возникали трудности, ездил за советами к реставраторам Русского музея и Эрмитажа. Никаких специальных курсов не заканчивал. Да и где такие организуют, ему неизвестно. В общем-то, имеющихся знаний ему хватает. Пару лет назад даже аттестацию благополучно прошёл. Московская комиссия оценивала по паспортам и фотографиям восстановленные им изделия. Так столяр стал реставратором и сразу второй категории.

В стиле ампир23tri

Мастерская Мисевича в идеальном порядке. Всё в прямом и переносном смысле по полочкам. О том, что здесь реставрируют мебель, говорят потрёпанные временем два стула и кресло. От их сидений осталось одно название. Обивки давно нет. Кажется, что такой мебели самое место на свалке.

Но, с точки зрения профессионалов, в умелых руках хлам может стать образцом давно утраченного мебельного искусства дореволюционной России. И ирония, с которой Ильф и Петров описывали в «12 стульях» музей мебельного мастерства, в наше время, пожалуй, уже не уместна.

— Получаешь удовлетворение от того, что продлеваешь жизнь стулу или столу ещё как минимум на сотню лет, — рассуждает реставратор. — Такую мебель в стиле ампир сегодня, пожалуй, делают только для президента. Одновременно с разговорами о возрождении империи в его апартаментах появляется мебель из хорошей древесины, с золотом. Для народа — корпусная мебель. Она и у меня в квартире.

Через неделю то, что эстетически отталкивало и, мягко выражаясь, выглядело непрезентабельно, примет первоначальный вид. И формы 150-летней давности.

Чтобы я не сомневалась, что так оно и случится, Валерий показывает уже обновлённые кресло и несколько стульев, готовые переместиться в экспозиционный зал. В изумлении ахаю. Скоро эту мебель отправят в Старую Руссу. В доме Беклимешевского, где сегодня находится научно-культурный центр Дома-музея Достоевского, будет оформлена экспозиция к роману «Братья Карамазовы». По замыслу музейщиков, должны получиться кабинет Федора Павловича, комната Екатерины Ивановны, детская и приёмная.

Натурпродукт

Реставрация хотя и предполагает строгий алгоритм действий, но без творческого подхода вряд ли приведёт к успеху, уверен Валерий. Методом проб и ошибок он шёл к собственному стилю. Например, искал способ, как идеально покрывать дерево лаком, чтобы на нем не оставались следы мазков.

На водяной бане варит клей из костей и пузыря осетра. Проще было бы использовать ПВА, но тогда бы была нарушена старинная технология. От деда ему досталась тёмная паста особого столярного клея, который когда-то умели делать в каждой деревне. От учителя инструменты — проверенные стамески, советского еще производства. Самое ценное в них — сталь. Сколько лет служит, а сколов нет.

— Я — самоучка. Родственники удивляются, в кого у меня столярные способности. И пока мне доверяют реставрировать мебель, уходить из музея не собираюсь, — признаётся Мисевич.

Среди его профессиональных амбиций — отреставрировать такую мебель, чтобы получить за работу реставратора первой категории. Уже и мебель для этого подходящая имеется. Около двух лет Валерий реставрирует диван из Музея-усадьбы Александра Васильевича Суворова. Его подлокотники и часть спинки выполнены в технике маркетри, деревянной мозаики. Она пришла в Россию во времена Петра I. К слову, сам царь предпринял попытку создать русскую школу мастеров по изготовлению мебели. В Англию и Голландию он послал учиться «столярному делу и убиранию домов, науке стульев, столов и поставцов» 18 столяров.

Что касается дивана из Суворовского, то, как предполагает Мисевич, не исключено, что сделал его русский крепостной мастер в XVIII веке. В пользу этой версии говорит примитивное изображение двуглавого орла.

Видимо, умелец решил не рисковать и не стал выкладывать его разными по цвету кусочками древесины.

— Диван мне достался в ужасном состоянии. Из-за перепада температуры в усадьбе его деревянные панели вспучились. Большой вред мебели принесла реставрация, которую проводили в конце 60-х годов. Её выполнили очень топорно. Ткань прибили к декоративной стеновой панели, которая в результате сильно пострадала от этого. Утраченный элемент восстанавливали не по волокнам древесины, а как придётся, — не скрыл досаду реставратор.

* * *

Хочет ли Мисевич стать специалистом высшей категории? Пожалуй, нет. Для этого нужно высшее образование. А Валерий никогда о нём не мечтал — рабочая профессия всегда прокормит. В его жизни всё просто: школа, где он закончил девять классов, училище, армия и работа. Но зато какая! «Для души», — заметил Мисевич.

Фото Владимира МАЛЫГИНА