Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Кто с мечтой к нам придёт,

или Почему куда-то туристы едут самостоятельно, а куда-то — по разнарядке

В Великом Новгороде прошло пленарное заседание Всероссийского семинара по созданию туристских кластеров в исторических городах «Памятники и туризм: преодоление противоречий». Участие в нем приняли руководители и специалисты сферы культуры и туризма, музеев, реставрационных центров, научных и производственных организаций, занимающихся сохранением культурного наследия.

В ходе обсуждения было отмечено, что одним из серьезных инструментов развития туризма в регионах на сегодняшний день является федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)». В ее рамках поддерживаются проекты по созданию туристских кластеров, в том числе — в исторических поселениях Ярославской, Псковской, Вологодской, Костромской, Новгородской, Ивановской, Рязанской, Липецкой областей, республиках Марий-Эл, Татарстан, Дагестан и других.

По словам заместителя министра культуры РФ Аллы МАНИЛОВОЙ, практика реализации таких проектов выявила определенные сложности во взаимодействии сферы культурного наследия и туристской отрасли, органов власти и туристского бизнеса. Так, например, большое количество памятников регионального и местного значения не имеют паспортов, утвержденных границ и разработанных охранных зон объектов, что создает трудности в процессе регулирования застройки в исторических городах, в том числе объектами туристской инфраструктуры.

Кроме того, одним из сдерживающих факторов использования объектов культурного наследия в туристских целях является недостаточное финансирование, выделяемое на реставрацию памятников. Отмечается слабая заинтересованность органов местного самоуправления в проведении мероприятий, направленных на выявление, изучение и реконструкцию объектов, представляющих историко-культурное значение.

Представители министерства озвучили статистику по въездному туризму. Сфера не так уж и сильно пострадала от кризиса и евросанкций. В прошлом году наблюдался некоторый отток зарубежных гостей из стран Европы, но в этом сезоне падение с лихвой перекрыли визитеры из Китая, Кореи, Ирана, стран Латинской Америки, а также из государств бассейна Индийского океана. Да и европейцы вернулись: за первое полугодие наблюдается стабильный интерес к нашей стране жителей Франции, Италии, Испании.

— Речь идет в первую очередь о культурно-познавательном туризме. Как ни крути, но Россия привлекательна не пляжами, а своей историей. В структуре российского туризма познавательный занимает 20 процентов. Хотя для развития этого направления с советских времен мы, по сути, ничего существенного не сделали. Идет всё как идет. Но следует уже серьезно взяться за дело. Позволить себе спокойную жизнь может разве что Санкт-Петербург: в город-музей и так поедут. Остальным городам с богатой историей, но, как правило, с плохими дорогами, при дефиците отелей, кафе и прочих мест для гостей нужно сильно постараться, — прокомментировала Манилова. — Да, там, где пересекаются интересы туристской отрасли и охраны памятников культуры, возникают трения, поскольку не всегда сразу можно найти варианты, как сделать так, чтобы и объектам, находящимся под охраной государства, не навредить, и приезжим гостям во всем угодить. Чтобы понять, как это осуществить, мы и собрались. Почему именно в Новгороде? Во-первых, здесь, куда ни посмотри, везде история. И, во-вторых, потому что правительство Новгородской области давно задает нам вопрос: «Как на Рюриковом городище — памятнике из перечня ЮНЕСКО, который по требованиям экспертов и трогать-то нельзя, создать туристический объект со всей сопутствующей инфраструктурой — отелем, ресторанами, развлекательными — для детей и взрослых — заведениями?». И с подобными проблемами сталкиваются сейчас во многих субъектах...

Какой вариант предлагается? Туристические кластеры, создание которых поддерживает и контролирует правительство страны. В настоящее время порядка 40 подобных проектов, по данным министерства, реализуются в 26 субъектах РФ. Кстати, Старорусский — один из них. Наиболее успешно идет работа на Вологодчине, где начали с того, что в 2012 году приняли опорный план охранных зон областного центра, прописав четкие правила для потенциальных инвесторов. Но при этом мэрия взяла на себя расходы по прокладке инженерных сетей. Бизнесмены заинтересовались, и сейчас полным ходом идет реконструкция зданий центральной набережной. Причем, отдельные объекты культурного наследия передаются инвесторам по концессионным соглашениям.

По мнению специалистов из Вологды, бизнесмены готовы вкладываться в сферу туризма, но только при четких правилах игры — они должны понимать, какие работы на памятниках можно делать, а какие нет, какие материалы разрешается применять, будут ли им предоставлены льготы — налоговые, по арендной плате или какие другие.

К слову, на понятных для всех условиях настаивают и в министерстве, предлагая регионам создавать паспорта исторических территорий, в которые заносить данные о местоположении интересных объектов с точки зрения культуры, мифологии, истории, природы, транспортной доступности, логистики. В этих документах должны быть даны полные характеристики охраняемых сооружений с точки зрения возможности их реконструкции под коммерческие заведения. И поскольку никогда ранее регионы такой масштабной паспортизацией не занимались, министерство запустило пилотный проект, в котором в настоящее время принимают участие шесть субъектов РФ (Новгородская область в их число не входит. — прим. ред.).

Пленарное заседание длилось долго. Правда, на вопрос про Рюриково городище ответа так и не последовало...

Фото из архива "НВ"