Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Такие мы есть!

О реставрации водонапорной башни в Старой Руссе говорят не первый год

В Старой Руссе прошёл съезд малых городов России

15 августа в Старой Руссе прошел III съезд мэров малых городов России под девизом «Малые города — большая культура». Около 200 участников, из них более 30 — главы городов и поселений. Это без учета представителей нашей области.

Министр культуры Владимир МЕДИНСКИЙ, директор департамента туризма и региональной политики Ольга ЯРИЛОВА, заместитель губернатора Новгородской области Александр СМИРНОВ — в президиуме. В общем, серьезное и представительное мероприятие.

Город безграничных возможностей

Всего в России насчитывается более 700 малых городов (с населением до 50 тысяч человек). Если каждый делегировал бы хотя бы по представителю, то, наверное, у ДК «Русич» возникли бы проблемы. Хотя эту старорусскую площадку министр похвалил, назвав ее уровень европейским. Ну а Старая Русса, по его словам, — просто город безграничных возможностей: такая природа, такие воды...

К делу не относится, но в день съезда в Руссе прошел еще и праздник меда. Мед с трибуны форума, вроде, не тек. При том, что о всяких разных «вкусных продуктах» говорилось много. «Меню» традиционное — история, фестивали, ремесла, народное творчество. Но фишки-то у каждого более или менее успешного города — свои. Только одни подсказаны прошлым, а другие — плод современной удачной идеи.

Вот Шушенское, Сибирь — там Ленин ссылку отбывал. Но сегодня Шушенское не менее известно благодаря фестивалю музыки и ремесел «МиР Сибири». Начинали с 5 тысяч зрителей, выросли уже до 50 тысяч.
Старорусская соль — тоже фишка. И еще какая! Хорошо, что додумались ее показательно выпаривать. Но кто слышал, что Торжок — город котлет? Пушкина, значит, не читали:

На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай
И отправься налегке.

Где Пушкин? Где Пожарские? А марку возродили. Хотя та котлета для новоторов никогда не была основным источником дохода. Еще? Золотошвейки. Панно, их руками сотканное, Владимир Владимирович Папе Римскому подарил. Ганзейские дни, недавно прошедшие. Фестивали кузнецов. Мэр Торжка Анатолий Рубайло убежден, что для визитки города этого почти достаточно.

Другое дело, что приезжающие видят не только это. И в Торжке, и у нас. Сделаем поправку на будущее, все-таки в Торжке ждут крупный транш от Всемирного банка реконструкции и развития, а в Руссе — федеральных средств на проект туристического кластера. А сегодня? Выйдем из «европейского» зала «Русича» — что там? Так уж по-европейски?

Как заметила директор Ассоциации малых туристских городов Елена КАНЕВА, есть две главные взаимосвязанные проблемы — ограниченность ресурсов и внешний облик (улицы, дома, парки и т. д.).

Здорово, что в прошлом году (а это был Год культуры) несколько десятков городов получили от Минкульта целевые гранты на развитие среды, что Владимир Мединский пообещал по возможности это начинание продолжать, несмотря на непростую ситуацию в экономике.

Здорово и то уже, что малые города увидели и оценили как явление, как стержень российского быта, жизни и даже, если хотите, идеи.

— Это становой хребет российской идентичности, — считает министр культуры.

От высокого к низкому

В малых городах живет примерно 25% населения страны. Традиционная культура в них не воспроизводится по каким-то оставшимся нам образцам, а тоже именно живет. Традиции — местные, национальные. Семейные ценности. Позитивный образ России — как для гостей, так и для самих россиян — это тоже сильно зависит от состояния провинции.

Хорошо, — не надо никого агитировать. Что дальше? Насчет тех самых ресурсов.

Большая культура — большие затраты. Это сказал, перефразировав девиз съезда, мэр Суздаля Игорь КЕХТЕР. И иронично предложил перейти от высокого к низкому. Так вот «малогородцы» всерьез уповают на такие добавки к бюджету, как местные штрафы. Ну хотя бы за парковку в неположенном месте. Почему не отдать это право муниципалитетам? Они же и страдают от того, что граждане, в том числе туристы, которых так ждут в малых городах, ставят свои авто где ни попадя? Кехтер даже сослался на европейский опыт: в германском городе-побратиме Суздаля собирают 650 тысяч евро в год!

К слову, где-где, а в Суздале имеют все основания рассчитывать на серьезную поддержку от государства. В прошлом году — за десять лет до тысячелетия города! — президент подписал соответствующий указ. У этого юбилея будет всероссийский статус. Жди и радуйся! А мэр — в раздумьях о дополнительных источниках. О парковке, вот, вспомнил.

Что тогда говорить его коллегам из других городов, которые и сами поменьше, и таких «раскрученных» (самой историей) памятников не имеют? В кулуарах я поинтересовался мнением главы самого южного города Карелии — Олонца. И Юрий МИНИН поведал историю о том, как однажды он поднял этот вопрос на республиканском уровне. Там его, мягко говоря, не поняли.

В свою очередь, сам мэр не вполне понимает, как в городе с 10-тысячным населением содержать историческую часть, которая едва ли не совпадает с территорией самого поселения. Хотя бы автовокзал, показательно неприглядный, привести в более или менее цивилизованный вид.08med

Тут вопрос заключается не только в поиске инвесторов. Иные и сами приходят, а ничего не выходит. Не будем брать примеры издали — вернемся в нашу малую Старую Руссу. Бывшая водонапорная башня — одна из городских доминант, памятник истории и культуры. О том, что ее вот-вот отреставрируют, слышим не первый год. И все как-то не складывается, чтобы осуществить проект за государственный счет.

— Были предложения от бизнеса, — рассказывает глава Старорусского района Андрей БЫКОВ. — Но мы не можем решить этот вопрос на коммерческой основе, просто прав таких у нас нет. Хотя могли бы уже иметь отреставрированный объект. Используемый и приносящий определенный доход в казну.

Как общественность отнеслась бы к известию, что Быков взял да продал (или сдал в аренду) башню за одну копейку? Наверное, досталось бы. Однако как рассказала на съезде замглавы Елабужского района Республики Татарстан Зульфия СУНГАТУЛЛИНА, именно так в свое время было сделано в Елабуге. Ввиду невозможности содержать и восстанавливать многочисленные памятники за счет бюджета. Вот только на то было распоряжение Минтимера Шаймиева, а у бывшего президента Татарстана — право на такие действия. Как заверила коллег гостья из Елабуги, жизнь показала, что городу это явно пошло на пользу.

Будни решают всё

Столь разный опыт, надо полагать, полезен и министерству. Не просто же так Владимир Мединский призвал мэров искать ответственных спонсоров, допуская возможность продажи объектов — при безусловном соблюдении охранных обязательств.

— Мы зарылись в бумагах, нам бывает трудно увидеть, что делается у вас, на земле, — признал министр.

Представляется, что и нам тут надо всячески держаться чувства реальности. Не воспарить бы с этой земли от похвал. Чего-чего, а комплиментов Старая Русса, которой выпала честь принимать съезд, наслушалась.

Вот хотя бы один из них:

— Старая Русса показала себя во всей красе, — это оценка Ольги Яриловой.

А раз это так, руководитель профильного министерского департамента прямо по ходу съезда, прямо от своих же красивых слов предварительно «пролоббировала» прием Старой Руссы в Ассоциацию малых исторических городов. До недавнего времени там состояло только 12 городов. Весьма достойное общество. Со среднегодовым показателем 10 туристов на каждого жителя.

В Старой Руссе турпоток за последние четыре года вырос на 34%. Видимо, предстоящее в сентябре празднование 1000-летия истории города еще подтянет эту статистику.

Дальше — будни. Они-то все и решают. Туристов — специалисты в это верят — на всех хватит. Инвестиции, помощь федеральным рублем — награда за инициативу и активность. Кто преуспеет, тот и достигнет главного. Оно не в непрерывном росте числа туристов. В конечном счете, весь ожидаемый прогресс — культурный, экономический, социальный — для того, чтобы нам самим нравились наши малые города, чтобы хотелось в них жить.

Фото Владимира МАЛЫГИНА