Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Пикник на обочине

Чтобы экскурсанты стали туристами, их нужно задержать на несколько дней

Август выдался жарким для работников сферы туризма. В Крыму прошел Госсовет, посвященный особенностям национального отдыха. В Старой Руссе — III съезд мэров малых городов, на котором обсуждалось, как и чем завлекать визитеров в провинцию. В Великом Новгороде — Всероссийский семинар по созданию туристских кластеров.

Разговор о том, как Новгородчина выглядит на туристической карте страны, председатель профильного комитета департамента культуры и туризма Евгений РОДИОНОВ начал обнадеживающе: поток гостей в нашу область продолжает расти...

— В 2014-м у нас побывало 380 тысяч туристов, то есть тех, кто останавливался в отелях хотя бы на одну ночь, и более миллиона экскурсантов — людей, которые, как правило, приезжают погулять на один день и которых мы считаем по билетам, купленным в музеи, на интерактивные программы. За первое полугодие текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого однодневных гостей прибавилось на 18 процентов, останавливающихся на ночлег — на 1,5 процента.

Разница в количестве экскурсантов и туристов, по сути, формулирует одну из основных задач по развитию туризма в области. Безусловно, хорошо, что Новгород, Старую Руссу, Валдай жители Северо-Запада и Московского региона выбирают городами выходного дня — едут семьями на своих автомобилях, сами выбирают для ознакомления маршруты и объекты культуры, истории. Но нам-то хочется, чтобы они подольше задерживались в регионе. Значит, мы должны создать такие условия и предложить такие варианты досуга и сервиса, чтобы людям захотелось остаться.

— К вопросу о сервисе. На Госсовете обсуждалась тема обязательной классификации наших гостиниц. Как вам кажется, Евгений Иванович, следует вводить требования по категориям отелей?

— Обязательная классификация, в связи с зимней Олимпиадой, была введена в Краснодарском крае и в 11 регионах, в которых в 2018 году будет проходить чемпионат мира по футболу. Что касается других территорий, в числе которых и Новгородская область, для них классификация возможна на добровольной основе. Сейчас туристы мобильны, многие часто путешествуют и имеют возможность сравнивать уровень сервиса в разных странах. Кто бывал в Европе, тот знает, что там в отелях с тремя звездами должен быть представлен определенный набор услуг, если категория выше — то другой. И там, если вы не получили что-то из обязательного перечня, смело можете претензию высказать. И к вам прислушаются.

Что же касается наших мест размещения, как я уже сказал, прохождение классификации на соответствие требованиям – дело добровольное. Поэтому иногда поступают нарекания туристов по поводу несоответствия цены за проживание и качества обслуживания. Мы регулярно проводим с отельерами встречи, на которых всегда поднимаем тему соотношения стоимости и предлагаемых условий.

Туризм в стране развивается. Мест размещения становится больше. Поэтому классификация средств размещения должна стать обязательной. Это будет способствовать как повышению общего уровня обслуживания в гостиницах, так и гарантии обеспечения безопасности туристов. Знаю, на федеральном уровне есть планы к 2018 году не выборочно, а во всех регионах ввести обязательную классификацию отелей. Будет это сделано или нет, узнаем в ближайшее время.

— В ходе семинара по созданию кластеров в исторических местах, который прошел в Новгороде, затрагивался вопрос альтернативного «Золотому кольцу» маршрута «Серебряное ожерелье», в котором Новгородчина планирует участвовать. Когда можно будет проехаться по городам «ожерелья»?

— «Серебряное ожерелье» — это один из проектов Министерства культуры РФ. И если маршрут одного из самых популярных еще с советского времени туристического проекта закольцован определенными городами и объектами показа, то «ожерелье» подразумевает включение новых направлений, объектов показа, подходов в работе с туристами.

Сейчас идет активная подготовительная работа. Прошел ряд совещаний федерального уровня. Создан координационный совет проекта. Определены 12 основных маршрутов. Идет разработка бренда. Вероятней всего, осенью состоится подписание соглашения главами регионов-участников.04turist

Наша область заявила о готовности Великого Новгорода, Старой Руссы, Валдая и Боровичей участвовать в проекте. В основу возможных маршрутов по нашей территории мы положили темы: зарождения государственности, деревянного зодчества, водных маршрутов и Ганзейских путей. Вскоре мы планируем собрать представителей туроператоров области, разрабатывающих конкретные предложения по объектам просмотра, развлекательным программам, проживанию, питанию для туристических групп и отдельных гостей. Будем вести уже предметный разговор о том, что они готовы показывать и в каком виде. Очень важно предложить гостям необычный формат общения, подачи информации. Понятно, что у таких участников «ожерелья», как Псковская, Вологодская, Новгородская, Ленинградская области, во многом схожие для демонстрации памятники культуры и истории. И если в одном ключе их подавать, то у туриста все сольется в одну расплывчатую картинку. Поэтому сейчас идет поиск интересных, не пересекающихся вариантов как на уровне координационного совета проекта, так и на местах.

Предполагается, что часть маршрутов «Серебряного ожерелья» будет запущена уже в следующем году.

— Вы сказали, что формат подразумевает варианты. Какие, например?

— Да, у туроператоров есть возможность для маневров. То есть они могут предлагать приезжающим к нам гостям в том числе и маршруты узкой направленности. Например, по сельскому туризму. Или военного профиля. Надо сказать, что в последние годы эта тема в туристическом секторе стала набирать обороты. У нас в регионе запущен маршрут по Волховскому фронту. До конца года к памятникам и мемориалам будут установлены дорожные указатели определенного вида, утвержденного в Министерстве культуры и согласованного с ГИБДД. Разрабатывается даже мобильное приложение по местам боев, захоронений.

— Периодически муниципалитеты делают громкие заявления по поводу разработки новых крупных туристских проектов. А потом все как-то утихает. Так было с Шум-горой в Батецком районе, с путевым дворцом Александра I в Коростыни...

— Чтобы туристы поехали, мало одного, даже очень замечательного музея или объекта культурного наследия. И даже если показ будет сопровождаться интерактивом, это тоже не окажет существенного влияния на ситуацию до тех пор, пока не будет решен вопрос, где поселить, чем накормить, куда вечером отправить развлечься. И все эти услуги должны быть достойного качества.

Конечно, одному муниципалитету своими силами не справиться — нужны вложения. А вот в их поиске должны быть заинтересованы районные администрации. Как показывает практика, помимо использования различных информационных ресурсов с инвестором нужно еще и в индивидуальном режиме работать — показать, рассказать, заинтересовать. В этом плане несколько лет назад хорошо начала работать администрация Старорусского района. И результат не заставил себя ждать — поток туристов вырос в разы. Запущен проект по созданию кластера. Теперь мы приводим опыт Старой Руссы в пример другим районам, чтобы подобная система работы применялась повсеместно. В случае с Шум-горой и Батецким районом нами была даже разработана концепция развития туризма в районе, теперь дело за местной администрацией.

Что касается упомянутого вами путевого дворца в Коростыни, то в настоящее время идет процесс его передачи в областную собственность. Разработанный Музеем художественной культуры Новгородской земли проект, предполагающий на первом этаже экспозицию народных промыслов, а на втором — мастерскую по изготовлению глиняной игрушки, подан на получение финансирования от Всемирного банка реконструкции и развития.

— На семинаре по кластерам речь шла и о возможных вариантах разрешения конфликтов, когда сталкиваются интересы туристической сферы и органов охраны объектов культуры. Как решился вопрос по памятнику ЮНЕСКО — Рюрикову Городищу?

— Проект по сохранению и развитию этого места был разработан Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Лихачева. Разработчики указали, что в зоне транспортной и пешеходной доступности от холма могут быть объекты гостиничной индустрии и общественного питания. Никто из инвесторов не посягает на Городище и территорию, прилегающую к нему. Гостинично-ресторанный комплекс предполагается строить в той зоне, где это разрешено.

Споры по поводу того, а нужен ли там вообще отель, до сих пор идут. Я считаю, что памятник как объект показа жив, пока туда едут туристы. Но в имеющейся ситуации с Рюриковым Городищем о каком потоке можно говорить, если добраться туда можно по воде только в теплый сезон, автомобильная же дорога заканчивается далеко от холма?

В ближайшее время на средства ВБРР у церкви Благовещения, заложенной в 1103 году, начнутся работы по расчистке фундамента с последующей консервацией под музейные показы. По гостиничному комплексу мы пока взяли паузу — ждем, когда Минкульт утвердит документы по охранной зоне церкви Спаса на Нередице. В дальнейшей работе над проектом и привлечении инвесторов будем отталкиваться от них.

Фото Владимира МАЛЫГИНА