Понедельник, 05 августа 2024

Редакция

Берестяные новости,

Когда б вы знали, из какого сора рождаются... сенсации

или Почему наши «дубы» уехали в Америку

28 августа, в пятницу, археологи подвели итоги сезона. Итоги их не подвели: две грамоты найдены, есть немало других интересных находок и надежды на то, что лето 2016 года окажется урожайнее.
Специалисты знают, что говорят. Имея в виду, в частности, а может, даже в особенности, Троицкий раскоп. Его участок под номером 16 и площадью в 540 кв. м.

Плясать от печки

Мы не стали ждать пятницы, отправившись на встречу с археологами на пару дней раньше. Потому как раскопки уже завершались, а дожди еще не начались.

— Где мы? — интересуемся у руководителя раскопа кандидата исторических наук, сотрудника кафедры археологии МГУ Виктора СИНГХА.

— На Троицком-16, — невозмутимо отвечает он.

— А все-таки?

— На рубеже XIV—XV веков.

Вот это понятнее, а то — как советский полувоенный городок какой-то.

В этих слоях — «на рубеже» — кто-то потом здорово наследил. В более поздние века. Откуда, например, так хорошо сохранившийся бревенчатый настил?

— Это погреб дома XIX века, — поясняет Виктор Кашмирович.

Камни и вовсе — остатки фундамента из века XX. Приходится разбирать, не то в следующем году — жди камнепада. Раскоп ведь на несколько метров станет глубже.

Несмотря на смешение эпох в тех слоях, которые успели пройти нынче, есть находки, безусловно, относящиеся к средним векам. Печати — владычная, тысяцкого, Великого Новгорода... Последняя — с изображением лютого зверя. Вряд ли его идентифицирует наш коллега Андрей Коткин. Зверь — мифологический, хотя есть в нем что-то от «кисы». По-любому — это к специалистам в области сфрагистики. Целый комплекс находок, связанных с литьем, большое количество тиглей, фрагменты тигельной печи. Возможно, исследователям удастся собрать эти «пазлы», представив, как выглядела печь. Схематично хотя бы.

Знатный угол

Была здесь найдена и берестяная грамота. На это-то, по словам Виктора Сингха, особо и не рассчитывали. Предполагая, что придется запастись терпением до будущего года.

1065-я (на этой цифре после двух находок закончен расчет в сезоне 2015 года) задала задачку признанным авторитетам по прочтению берестяных посланий — академику РАН Андрею Зализняку и члену-корреспонденту РАН Алексею Гиппиусу. Два фрагмента — полная абракадабра. Хвала зорким студенческим глазам — третий найденный фрагмент соединил текст.

Его смысл, как пояснила профессор МГУ Елена РЫБИНА, заключается в просьбе — адресат ходатайствует к некоему боярину о месте для поселения. И это утверждает археологов в мысли, что там, где был заложен Троицкий-16, в древности могла располагаться усадьба новгородца, обладавшего высоким социальным статусом.

Собственно, эта гипотеза была в ходу еще до начала работ. Ведь участок расположен на пересечении старинных улиц — Редятина, Троицкой и Пробойной. Подобные места в средневековом Новгороде принадлежали людям не простым. Как тут не вспомнить об усадьбе Олисея Гречина, обнаруженной еще в 1970-е годы? Она тоже занимала «почетное место» на перекрестке.

Впрочем, не будем торопить события: что сокрыто, то еще не открыто. А знаете, для того, чтобы почувствовать себя первооткрывателем, необязательно найти какую-нибудь редкость. И вот вам пример и доказательство.

Спец по Новгороду23deva

— Это поощрение или наказание?

У белокурой девушки — особенное задание. Требует усидчивости. В то время как остальная молодежь на раскопе — кто с лопатой, кто с носилками... Всяко на ногах.

— Ни то и ни другое, — слышим в ответ. — Это статистика.

Хельга ШТАЙГЕР, так зовут «регистратора массового материала» — всяких там не представляющих большой научной ценности обломочков, косточек, гвоздиков и проч., — москвичка, второкурсница МГУ. Будущий дипломированный археолог. Причем с новгородской «пропиской».

— Я специализируюсь по Новгороду, — говорит Хельга. — После первого курса попала сюда на практику.

— И все?

— И все! Поняла, что это — мое. Судьба, может быть. Трудно передать словами. Вообще, Новгород теперь — мой любимый город в России. Здесь потрясающие памятники, чисто и люди вежливые...

Эй, выпускники, вы слышите? Может, ну ее, Первопрестольную?

Хотя она тоже грамотная — Москва входит в число тех немногих городов, где были найдены берестяные грамоты. Там же — наша Старая Русса. Торжок, Псков, Смоленск, Тверь, Старая Рязань. И тоже русские, но только «бело» — Витебск и Мстиславль. Наконец, Звенигород Галицкий, но «це Гейропа». И хит сезона — грамоту нашли, как вы думаете, где?

В Вологде-где!

Первая вологодская берестяная грамота оказалась в хорошем состоянии — ее Зализняк с Гиппиусом прочли в тот же день. Древний вологодец укоряет своего адресата, из которого «ни мне рубля, ни мне протора (издержек, налога?)». Словом, перед нами образец деловой переписки, датируемый концом XIII — первой половиной XIV.

— Не буду вас уверять, что ждал этой находки всю жизнь, — говорит ведущий специалист-археолог автономного культурного учреждения «Вологда-реставрация» Игорь КУКУШКИН. — Хотя всякому нормальному археологу этого, конечно, хочется. Мы предполагали, что грамоты могут быть и у нас. Ведь ранее были найдены три писала. Проблема в том, что у нас на городище другие геологические условия в слоях XIII—XV веков — не такие, как в Новгороде. В нашей органике предметы и вещи сохраняются хуже. Но ведь нашли же!

Догнать и перегнать Новгород никому не удастся, но, как патриотично замечает Игорь Полуевтович, у Вологды — свое место среди исторических русских городов. И даже есть такое, чего нет у нас. А именно?

— Допустим, охранная крепость Ивана Грозного, — уточняет собеседник.

Непопулярная, однако, в Новгороде личность...

Тут вологодский археолог дипломатично предлагает не ворошить прошлое. Цари царями, а 50 гектаров крепости — это все-таки 50 гектаров. Кто больше? На момент постройки крепости — никто. Не с чем было сравнивать.

* * *

Тем временем продолжает удивлять и наше городище — новгородское. Да-да, Рюриково, конечно же. Хотя это еще смотря как посмотреть. Ведь сообщил же на вышеупомянутой «пятнице» старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН Игорь ЕРЕМЕЕВ, что на Благовещенском раскопе выявлены следы славянского поселения. То есть — существовавшего еще до того, как на городище «сел» Рюрик. Найдены остатки керамики, а также пашня IX века.

Почему при иллюстрации дорюриковской славянской темы на экране возникла картинка с надписью Rurik,s Hill Fort — это загадка современности.

Кроме того, как-то неожиданно выяснилось, что оценить возраст деревянных конструкций, использовавшихся при строительстве крепости в центре Новгорода, могут лишь там, где в совершенстве владеют английским. Мало того что мозги не перестают утекать, так еще и наши дубы отправились в США. Правда, пока только один опытный образец (спил). После чего в Институте археологии призадумались — 2 тыс. «зеленых», а то и больше — с образца, как с куста. Вспомнилось, что в Питере могут выполнить дендрологический анализ, хотя и с погрешностью плюс-минус 30 лет. Тогда как в Америках вроде как в двадцатник укладываются.

И еще один вопрос (возможно, задаваемый не вовремя). По поводу места, где у нас — показ. А именно на Троицком раскопе — навес, мостки и возможность посмотреть на знаменитый культурный слой. Слой вековой, а сорняки нашенские. Их и видать. Впрочем, как успокоил нас заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника Сергей ТРОЯНОВСКИЙ, возможно, уже следующим летом объектом показа станет Троицкий-16. А участки №№13—14 (с сорняками) в перспективе станут местом строительства фондохранилища музея.

Наша справка

Троицкий раскоп был заложен на углу улиц Пролетарской и Мерецкова в 1973 году на площади 320 кв. м и получил свое название от находящейся неподалеку церкви Троицы. Начало раскопок было обусловлено сооружением на соседнем участке монумента Победы, что требовало благоустройства территории и в дальнейшем исключало возможность ведения здесь археологических работ.

Важнейшей особенностью Троицкого раскопа оказалось обилие берестяных грамот XI, XII и первой трети XIII столетия. Дело в том, что от указанного времени до наших дней дошло лишь три листа рукописей, содержание которых касается гражданской истории! А на Троицком раскопе найдено около трехсот, относящихся к древнейшему периоду.

Фото Владимира БОГДАНОВА