Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Поза Стогоff

Вышла в свет книга Ильи СТОГОВА «Проигравший»

Известный петербургский литератор Илья Стогоff, пишущий не по-детски, в начале апреля побывал в Новгороде.
Аудитория на автора бестселлеров «Мачо не плачут» (1998) и «mASIAfucker» (2002) среагировала сдержанно. Автору этих строк из интервью гостя запомнились слова: «Я скорее журналист, чем писатель. И считаю, что это самая лучшая профессия на свете. Писатель пишет какие-то выдуманные истории».

Немного времени утекло, и самой лучшей профессии Стогов (реальная фамилия) легко изменил, выпустив в свет новую книгу «Проигравший», которая состоит из шести «выдуманных историй», то есть «эпизодов», как решил назвать их автор. Или герой, поскольку у того и другого одна фамилия. Впрочем, вопрос тождества между Стоговым-автором и Стоговым-персонажем не является актуальным. Поскольку Стогов по преимуществу пишет «из жизни, а не из головы» (Чехов) и только в этой книге отступает от принципа — правду от неправды в книге писателя-журналиста отделить невозможно и не нужно даже отделять. Читайте и радуйтесь. Или огорчайтесь. Потому что, на мой взгляд, не выдумывая сюжеты, Стогов пишет лучше и легче.

А тут его явно преследует тень пока еще живого Акунина: «Яд внутрь пирожного она пыталась класть как можно аккуратнее, но руки тряслись так, что большая часть стрихнина просыпалась на пол. — Долго ты там, красотуля? Кудысь пропала-то? — Иду-иду, Григорий Ефимович! Уже иду...». Григория Ефимовича (Распутина) вы, конечно, узнали.

«Проигравший» — роман-пазл, состоящий будто бы из независимых эпизодов, объединенных героем-пьяницей, консультирующим милицейских по историческим и культурным вопросам подчас в состоянии острого абстинентного недомогания (он еще и бывший ученый). Что не мешает ему натягивать кепку на носы вполне себе тверёзых полицейских, потому что в нашей литературе Иван-дурак всегда всех умнее. За то его и любим, за то ему и подражаем (в основном — в пьянстве и лени).

Поскольку книга, как я уже сказал, состоит из якобы суверенных частей, пересказывать ее сюжет не представляется возможным. Разве что — смысл? Но тут каждый должен попробовать найти смысл самостоятельно.

А я про книгу скажу еще так: в ней есть псевдоистория, которую так любят, например, телезрители РЕН-ТВ и поклонники Льва Гумилева; есть детектив как важный кирпичик в здании успеха; есть гламур-лямур и экшн. Читается легко. Это Стогов умеет, если делает книжку по традиционной технологии, а не составляет из нарезанных в Интернете фрагментов чужих и своих опусов (например, «4етвертая волна»). Совсем не напрягает: можно перед сном скушать один «эпизод» (даже не полностью) и сомкнуть глаза.

Конечно, это не «Мачо не плачут» — роман, который назвали одним из главных литературных событий начала XXI века в России, а автора — писателем года (2001). Хотя у героя «Мачо» тоже знакомая нам фамилия — Стогов.

Впрочем, чего это я пижоню? Про «Мачо» тоже говорили: «Похоже на «Дyxless» Минаева». Забывают, что «Дyxless» вышел через пять лет. А может, и не забыли. Например, на Оксану Робски («Casual», «Про любoff/on») тоже похоже, но она тоже на пять лет припозднилась.

В чем же перец? В том, увы, что герой нашего времени из Ильи Стогоff не получился. Литературные негры освоили его литературный стиль гораздо раньше, чем он сам его нащупал. А всего-то и надо было пару раз внимательно прочесть «Над пропастью во ржи»...

«Чем вообще вы занимались все эти годы?» — спрашивают героя по ходу. Он отвечает равнодушно и высокомерно: «Много чем. Внимательно смотрел на мир. А мир внимательно смотрел на меня. Я узнал о мире много интересного, но еще больше — о себе самом. Пытался жить где-то еще, кроме этого насквозь вымокшего города, но понял, что не смогу. Пробовал заработать денег, но убедился, что так и умру практически нищим».

Красиво, конечно. Но, по сути, позерство...