Воскресенье, 24 ноября 2024

Редакция

Плошки, ложки и этюды

Главный герой картин Киры Синчук — её ребёнок

Радости и тяготы материнства — в рисунках новгородской художницы Киры Синчук

В молодёжной библиотеке «Читай-город» в Великом Новгороде открылась персональная выставка молодой художницы Киры СИНЧУК «Мир детства».

Центральная тема новой экспозиции — материнство — не самая популярная у её товарищей по цеху. Новгородка взглянула на неё под непривычным ракурсом. Она сама — мама.

Мадонна Киры Синчук — собственный автопортрет с сынишкой Юрой, которого она несёт в слинге. Современная молодая женщина просто обязана всё успевать: стать родительницей, профессионалом и находить время для себя. Кому как, а для меня своеобразной иллюстрацией такой позиции оказался старенький кухонный шкаф, тоже ставший героем одной из работ Синчук. Самый обычный, с немыслимым числом предметов и вещей на полках. Символ правильно организованного пространства. Так ведь и с жизнью.

Отдельная история — серия рисунков, посвящённая молодым матерям, оказавшимся вместе с детьми в больничной палате. У Киры есть печальный опыт пребывания в стационаре. Над этими картинами работала по памяти. Вот женщины в общей палате, коротающие часы, в то время как малыши находятся на процедурах или в реанимации. Вот медсестра на ночном дежурстве, уложившая рядом с собой на диване ребёнка-отказника. Чтобы не плакал. И вот он — счастливый день выписки. Стоило ли об этом рассказывать зрителю? Кира не сомневается:

09singhuk

— Там я поняла, что здоровье — великий дар, который мы чаще всего не ценим и принимаем как должное. Тогда как многие лишены его с младенчества. Невозможно не переживать о судьбе детей из Дома малютки. Всё это навсегда впечаталось в мою память.

Синчук с детства любила рисовать, листать искусствоведческие альбомы... И в 18 лет, уже будучи студенткой заочного отделения истфака НовГУ, пришла в студию новгородских художников Юрия и Валентины Косыревых. Поздновато, конечно. Но посчитала: уж лучше так, чем никогда. Тем более что в студии царила редкая атмосфера доброжелательности к ученикам. Подготовка дала возможность девушке поступить в Санкт-Петербургское художественное училище имени Рериха.

— Косыревы всегда собирали для своих воспитанников интересные натюрморты. И это были не традиционные композиции из сморщенных гранатов, бутылок и куска ткани. За мольбертами мы говорили об искусстве. Чувствовали себя как в семье. Такого в академиях нет, — говорит Кира.

Несколько лет назад учителей Киры не стало. Их ранний уход из жизни предопределил и планы художницы. Она решила стать преподавателем — сегодня ведёт в 4-й гимназии занятия по рисованию и композиции. Учит детей и учится у них. После их пересказов книги «Часодеи» Натальи Щербы возникла идея — создать для фантастического романа свои иллюстрации. Некоторые из них представлены на выставке.

В детстве у нас хватает времени для наблюдений за окружающим миром. Можно рассматривать травинки, отражения в лужах, облака... С возрастом острота восприятия слабеет. «Поэтому, думаю, художники так любят ходить на этюды — в эти моменты они вновь обретают наивное, детское восприятие мира», — считает новгородка Кира Синчук. Поэтому в «Мир детства» была включена и серия этюдов художницы, посвящённых новгородской архитектуре.

Фото из личного архива художницы