Личный архив писателя расскажет о нём больше, чем личное дело
В Новгородской областной библиотеке состоялся круглый стол «Собрание, сохранение и использование литературного наследия новгородских писателей, поэтов и журналистов». Само по себе творческое наследие может быть разным. Что из него достойно сохранения? Об этом корреспондент «НВ» поговорила с одним из организаторов мероприятия, заведующей отделом краеведения библиотеки Татьяной ДАНЬКО.
— Татьяна Александровна, когда в области стали заниматься формированием личных фондов писателей и журналистов?
— Собирание личных фондов новгородских авторов — писателей, поэтов, журналистов — в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО) началось в 1970-е годы. В числе первых были документы писателя и журналиста «Новгородской правды» Василия Андреевича Соколова. Человек, к слову, с тяжёлой судьбой — он был репрессирован. В настоящее время в архиве насчитывается 13 личных фондов новгородских авторов — это архивы Александра Ежова, Владимира Тюрина, Ирины Савиновой и т.д. Ровно столько же фондов насчитывается ещё в одном областном архиве — Государственном архиве новейшей политической истории, где хранятся документы Дмитрия Балашова, Бориса Романова, Инны Собакиной и других. Нередко сами архивисты выходят с предложением к какому-нибудь писателю или журналисту сдать им свои документы. Порой, когда люди уходят из жизни, уже наследники передают материалы из их творческого наследия на хранение.
— И что это за документы?
— Самые разные. Это личные документы, черновики произведений с авторской правкой, дневники, автобиографии, удостоверения, переписка с официальными организациями, редакциями, издательствами и частная переписка, фотографии и многое другое. Например, в фонде филолога, литературоведа, преподавателя НовГУ им. Ярослава Мудрого Владимира Васильевича Тюрина, занимавшегося литературным краеведением, сохранились письма поэтов-фронтовиков Михаила Матусовского и Льва Ошанина. Известная журналистка Ирина Дмитриевна Савинова предоставила, наряду с другими документами, переписку с военными архивами по установлению имен погибших солдат и офицеров 2-й Ударной армии. В 1960-е годы она была в числе первых поисковиков отряда «Сокол», переросшего теперь в поисковое движение экспедиции «Долина». И тогда ей приходилось в кабинетах высокого начальства доказывать, что попавшие в окружение и погибшие в районе Мясного Бора не являлись предателями родины.
Все эти документы дают возможность проследить жизненный и творческий путь того или иного писателя, историческую ситуацию, в которой он писал свои произведения, отношения с властью, коллегами по цеху.
Что касается черновиков, то всегда интересно проанализировать, как автор работал над своим текстом, чуть понять так называемую «литературную кухню». Авторская правка и составляет ценность документа.
— Есть мнение, что если человек сам передаёт документы в архив, он, таким образом, подводит итоги своей творческой жизни.
— Это предвзятое мнение, далеко не так. В договоре с фондодержателем указываются особенности хранения и использования документов личного фонда. В частности, может быть прописано, в течение какого времени не выдавать личные документы для исследования.
— Но одна из функций библиотеки — как раз в сохранении?
— Существует распределение функций: архивы ориентированы на сохранение документального наследия, а библиотеки — творческого. Есть примеры, когда и библиотеки хранят документы писателей. К сожалению, наша библиотека не располагает необходимыми условиями. Она комплектуется книгами новгородских авторов — местных поэтов и писателей — согласно закону «О библиотечном деле и обязательном экземпляре», по которому все издания, выходящие в свет на территории нашей области, должны поступать в наш фонд. Увы, эта статья закона соблюдается не всегда. Очень часто сами авторы приносят нам свои произведения.
Мы, пользуясь случаем, берём у них автограф, и книга хранится как особо ценная. Бывает, сами просим у авторов их книги. И редкий случай, когда они нам отказывают. Всё-таки к библиотеке продолжают относиться с долей пиетета.
— Сейчас издаётся огромное количество книг, были бы деньги. Какой-то отбор проводите?
— Литературы действительно много. И наша задача — собрать максимум. Что, собственно, и является одним из основных направлений работы отдела краеведения.
— А качество принимаемых книг?
— Есть определенная доля художественной литературы, авторов которой, к сожалению, можно отнести к графоманам. Но как приятно, когда открываются новые имена и таланты. В числе таких открытий — имя молодой поэтессы Алисы Денисовой, с которой мы познакомились в Литературной гостиной Библионочи-2014, а затем провели творческий вечер. Поскольку миссия библиотеки — заниматься не только сохранением, но и популяризацией наследия новгородских авторов. К слову, в следующем году планируем провести цикл мероприятий, посвящённых творчеству историка, преподавателя НовГУ, профессора Станислава Десятского, скончавшегося в конце 2013 года.
— Какие книги вашего отдела среди читателей самые востребованные?
— Основной контингент наших читателей — это преподаватели вузов, студенты, учащиеся и победители исторических и краеведческих олимпиад, люди, которые посещают курсы экскурсоводов. Поэтому в первую очередь существует интерес к историческому краеведению. Что касается литературного, то в настоящее время люди спрашивают книги Владимира Краснова, недавно ушедшего из жизни. Интерес есть к книге «Лица новгородской истории» Виктора Смирнова. Но в библиотеке она пока в единственном экземпляре, и выдать её на руки мы не можем.
Фото с сайта tass.ru